Недоразумение между традицией и традиционализмом в русской культуре – препятствие к необходимому диалогу Востока и Запада



Капилупи С.М.
Недоразумение между традицией и традиционализмом в русской культуре – препятствие к необходимому диалогу Востока и Запада // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 48-63.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.
ISBN 978-5-89697-381-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.4

Размещена на сайте: 08.02.22

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Капилупи С.М. Недоразумение между традицией и традиционализмом в русской культуре – препятствие к необходимому диалогу Востока и Запада // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 48-63. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.4.

Аннотация

Фоном данного исследования выступает проблема возвращения в Россию определенного и старого клерикализма, который препятствует большему осознанию подлинных глубин русской религиозной философии и осложняет межкультурный и межконфессиональный диалог. Стоит вспомнить безжалостный анализ Лотмана и Успенского, который, на наш взгляд, эффективно и убедительно объясняет, почему российские общество и культура оказались в ловушке «двойственной и биполярной» логики, которая обрекает их именно на вечное возвращение. К этому добавляется недостаток способности оценивать как факторы разрыва, так и факторы преемственности между эпохами, также в видении Античности по отношению к Христианству. Эта схема осуждения/освящения противоречит, среди прочего, ортодоксальному видению византийского обожения. Подлинная оригинальность русской философии, которую необходимо сохранить, заключается прежде всего в символизме, в философии имени, в эпистемологии символа, в софиологии и в тринитарной философии общества и экономики. Если бы русское научное сообщество воспринимало прогресс скорее как возможность — хотя и относительную — универсальной солидарности, оно могло бы вместе с Европой чувствовать себя частью мирового сообщества и вместе сохранять свои культурные сокровища. Более высокая мера убежденности в идее прогресса, безусловно, могло бы, без ее абсолютизации и не пренебрегая этическими опасениями, облегчить включение России в некий новый и общий культурный и политический контекст.

Ключевые слова:

прогресс традиция традиционализм диалог запад восток экзегетика герменевтика философия полярность progress tradition traditionalism dialogue west east exegesis hermeneutics philosophy polarity

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: