Эпистолярный жанр как кросс-культурный механизм философской мысли: переписка Геннадия Схолария и Георгия Бранковича Костин Н.О. Эпистолярный жанр как кросс-культурный механизм философской мысли: переписка Геннадия Схолария и Георгия Бранковича // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 437-444.Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.ISBN 978-5-89697-381-2DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.41Размещена на сайте: 10.02.22Текст статьи.Ссылка при цитировании:Костин Н.О. Эпистолярный жанр как кросс-культурный механизм философской мысли: переписка Геннадия Схолария и Георгия Бранковича // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 437-444. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.41.АннотацияВ статье предлагается анализ эпистолярного наследия патриарха Константинополя Геннадия Схолария и сербского деспота Георгия Бранковича как прямого взаимодействия политической, духовной и философской культур. Переписка как исторический источник рассматривается в качестве фиксации кросс-культурного механизма поздней Византии и славянского мира (Сербии), как редкая социально-политическая практика церковного и светского иерархов. Исследование состоит из краткой информации о персоналиях (авторах), информации о самом рассматриваемом тексте и анализа эпистолярного наследия как канала передачи философской мысли и духовной традиции. В данном случае переписка имеет особое значение для взаимодействия государств и культур, так как это диалог не между церковными лицами и не между светскими правителями, а между патриархом осажденной Византии и деспотом притесняемой Сербии. В формате вопросов (со стороны Бранковича) и ответов (со стороны Схолария) обсуждается сохранение и развитие Православной Церкви в условиях Османского вторжения. Также в статье приводится перевод фрагмента исторического источника с последующим анализом и комментариями. В статье предлагается анализ эпистолярного наследия патриарха Константинополя Геннадия Схолария и сербского деспота Георгия Бранковича как прямого взаимодействия политической, духовной и философской культур. Переписка как исторический источник рассматривается в качестве фиксации кросс-культурного механизма поздней Византии и славянского мира (Сербии), как редкая социально-политическая практика церковного и светского иерархов. Исследование состоит из краткой информации о персоналиях (авторах), информации о самом рассматриваемом тексте и анализа эпистолярного наследия как канала передачи философской мыслии духовной традиции. В данном случае переписка имеет особое значение для взаимодействия государств и культур, так как это диалог не между церковными лицами и не между светскими правителями, а между патриархом осажденной Византиии деспотом притесняемой Сербии. В формате вопросов (со стороны Бранковича) и ответов (со стороны Схолария) обсуждается сохранение и развитие Православной Церкви в условиях Османского вторжения. Также в статье приводится перевод фрагмента исторического источника с последующим анализоми комментариями.Ключевые слова: геннадий схоларий георгий бранкович византия эпистолярный жанр диалог культур gennadius scholarius Đ urađ branković byzantium epistolary genre dialogue of cultures Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Gofman, Alexandre. Les Classiques écrivent les lettres: le genre épistolaire en histoire de la pensée sociologique // La Sociologie en toutes lettres. L’histoire de la discipline à travers les correspondances. Vannier, Patricia (dir.). Toulouse, Presses Universitaires du Midi, 2020. (Collection “Socio-logiques”). P. 233-244.Ищенко Н.С.Ослепление претендента на престол в византийской и русской культуре // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 163-176.Гофман А. Б.Письма классиков: значение эпистолярного жанра в истории социологии // Вторые Давыдовские чтения. Сб. научных докладов симпозиума 9-10 октября 2014 г. Под ред. И.Ф.Девятко и Н.К.Орловой. М.: Институт социологии РАН, 2014. С. 217-236.Черноглазов Д.А.Иллюзия присутствия друга? Замечания об одном этикетном мотиве в письмах Максима Исповедника // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 398-408.Малинов А. В.Византийское наследие России в интерпретации В. И. Ламанского // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 74-84.