Понятия природы, сущности, ипостаси и лица в византийском богословии начала — середины VI века: интерпретация 21–22 параграфов 7 главы Арбитра Иоанна Филопона и второй половины 1 главы Против несториан и евтихиан Леонтия Византийского ... Ноговицин О.Н.Понятия природы, сущности, ипостаси и лица в византийском богословии начала — середины VI века: интерпретация 21–22 параграфов 7 главы Арбитра Иоанна Филопона и второй половины 1 главы Против несториан и евтихиан Леонтия Византийского // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 360-387.Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.ISBN 978-5-89697-381-2DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.35Размещена на сайте: 10.02.22Текст статьи.Ссылка при цитировании:Ноговицин О.Н. Понятия природы, сущности, ипостаси и лица в византийском богословии начала — середины VI века: интерпретация 21–22 параграфов 7 главы Арбитра Иоанна Филопона и второй половины 1 главы Против несториан и евтихиан Леонтия Византийского // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 360-387. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.35.АннотацияВ статье дается анализ истолкования знаменитым философом- неоплатоником и богословом-монофизитом Иоанном Филопоном основных богословских понятий «природы», «сущности», «ипостаси» и «лица» в 21 и 22 параграфах 7 главы его главного христологического трактата «Арбитр». В данном тексте Филопон применяет методологию школьного философского комментария, чтобы сделать перевод значений указанных понятий, сложившихся в ходе их использования христианскими богословами, на философский язык. Цель Филопона состоит в том, чтобы прояснить смысловое содержание этих понятий в христологии и триадологии, а также показать, что такое прояснение может служить основанием примирения монофизитов и халкидонитов на основе единого богословского словаря, истолкованного в духе монофизитского богословия. В статье показывается, что богословский язык, который Филопон подвергает процедурам философского анализа, имеет в основном халкидонитское происхождение. В качестве примера В статье дается анализ истолкования знаменитым философом-неоплатоником и богословом-монофизитом Иоанном Филопоном основных богословских понятий «природы», «сущности», «ипостаси» и «лица» в 21 и 22 параграфах 7 главы его главного христологического трактата «Арбитр». В данном тексте Филопон применяет методологию школьного философского комментария, чтобы сделать перевод значений указанных понятий, сложившихся в ходе их использования христианскими богословами, на философский язык. Цель Филопона состоит в том, чтобы прояснить смысловое содержание этих понятий в христологии и триадологии, а такжеп оказать, что такое прояснение может служить основанием примирения монофизитов и халкидонитов на основе единого богословского словаря, истолкованного в духе монофизитского богословия. В статье показывается, что богословский язык, который Филопон подвергает процедурам философского анализа, имеет в основном халкидонитское происхождение. В качестве примера использования и прояснения такого языка применительно к тем же понятиям «природы», «сущности», «ипостаси» и «лица» в статье проанализировано халкидонитское толкование этих понятий во второй половине 1 главы трактата Леонтия Византийского «Против несториан и евтихиан» и представлены источники данного толкования в богословской, прежде всего у Иоанна Кесарийского, и в философской традиции.Ключевые слова: иоанн филопон леонтий византийский христология монофизиты халкидониты природа сущность ипостась лицо общая и частная сущность john philoponus leontius of byzantium christology monophysites chalcedonites nature essence hypostasis person common and particular essence Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Щукин Т. А.По образу Сына Божия? Полемика Иоанна Филопона с оригенизмом в VI книге трактата О сотворении мира // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 393-402.Ноговицин О. Н.Между аллегорезой и буквальным толкованием книги Бытия: экзегетический метод Иоанна Филопона в трактате О сотворении мира // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 363-392.Гофман А. Б.Социология // Большая Российская Энциклопедия. В 35 томах. Том 31. Москва: Большая Российская Энциклопедия, 2016. С.12-14.Щукин Т. А.Неизданный фрагмент Дионисия Ареопагита из славянского компендиума О небеси (Син. 951) и византийские дискуссии о количестве небес в VI веке // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 388-397.Вебер А. Б.Понять Маркса. К 200-летию со дня рождения К. Маркса // Свободная мысль. 2018. № 2. С. 172-185.