Последствия пандемии COVID-19 для организаций культуры Галкин К.А., Парфенова О.А.Последствия пандемии COVID-19 для организаций культуры // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 254—276.ISSN 2219-5467DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.2109EDN: EDFNDKРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49386671Размещена на сайте: 18.08.22Текст статьи на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/2109 (дата обращения 18.08.2022)Ссылка при цитировании:Галкин К.А., Парфенова О.А. Последствия пандемии COVID-19 для организаций культуры // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 3. С. 254—276. DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.2109. EDN: EDFNDK.Galkin K. A., Parfenova O. A. (2022) The Impact of the COVID-19 Pandemic on Cultural Organizations: The Case of Russia. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 3. P. 254–276. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2022.3.2109. DOI: 10.14515/monitoring.2022.3.2109.АннотацияСтатья посвящена стратегиям адаптации, которые изобретали и применяли организации культуры в период пандемии COVID-19. Исследование проведено при помощи смешанной методологии в 2021 г. в Санкт-Петербурге. На базе театров, музеев, библиотек и креативных пространств собраны и проанализированы три блока эмпирических данных: анкеты; экспертные интервью; вебометрия социальных сетей организаций. Для анализа использованы концепции сетевого общества и автономности. Выявлены отчетливые тенденции, характерные для большинства организаций: вынужденный переход в онлайн-формат с последующей выработкой адаптационных стратегий условиях жестких ограничений. Ключевыми сложностями стали слабость материально-технической базы и недостаток компетенций и специалистов для производства контента и привлечения аудитории в онлайн. Кризисная цифровизация обнажила структурные сложности, связанные с (не)готовностью трансформировать прежнюю автономию и работать с учетом новых требований сетевого общества, предполагающих сокращение посредников («уберизацию культуры») и потерю прежних сообществ. Нами были выделены три стратегии адаптации к условиям новой нормальности: углубляющаяся цифровизация; гибридная стратегия и стратегия автономии от цифровизации. Стратегия углубляющейся цифровизации характерна главным образом для библиотек, которые вели активную онлайн-работу и до пандемии. Они оказались в наиболее выгодном положении, надстроив и расширив развитую ранее цифровую активность. Гибридная стратегия в основном характерна для музеев, которые активизировали оцифровку коллекций и ввели новые форматы, в т.ч. трансляции из прежде закрытых хранилищ, но вместе с тем декларировали сохранение связи с живыми посетителями как ключевое направление для будущего развития. Стратегия автономии от цифровизации в большей степени присуща театрам, для которых переход в онлайн оказался наиболее сложным и порой невозможным. Для того чтобы прочувствовать и понять реакцию «безучастного зрителя», пришлось вырабатывать новые форматы, предполагающие вовлечение зрителя и получение обратной связи. Ключевые слова: кризисная цифровизация организации культуры автономия организаций культуры пандемия covid-19 стратегии адаптации crisis digitalization cultural organizations autonomy of cultural organizations covid-19 pandemic adap-tation strategies Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: Социология культурыСоциология управленияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Galkin, K., Parfenova, O. (2022). The network society in the ‘new normal times’: Crisis digitalization and adaption of cultural organizations in the COVID-19. Current Sociology: 1–19.Селиверстова Н. А., Зубок Ю. А.Религиозная идентичность в смысловой саморегуляции молодёжи // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 127-143.Пинчук А. Н.Образовательные практики в механизмах адаптации к цифровым трансформациям: концептуальные идеи и методологические подходы [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2020. № 1. С. 95–114. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1165Len’kov R.V., Patsula A.V. Social forecasting in the strategic management of the development of higher education in Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2021, vol. 14, no. 6, pp. 225–239.Кублицкая Е. А.Социальные и религиозные ориентации москвичей в условиях пандемии // Вызовы пандемии и стратегическая повестка дня для общества и государства: социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2021 году: [монография] / В. К. Левашов [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов, Г. В. Осипов, С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2021. С. 407 -428.