Россия на рынке образовательных услуг стран Юго-Восточной Азии: возможности и перспективы Письменная Е.Е., Рязанцев С.В., Кузнецов Н.Г., До Хыо ЛангРоссия на рынке образовательных услуг стран Юго-Восточной Азии: возможности и перспективы // Вопросы управления. 2022. № 3 (76). С. 60–75. URL: https://journal-management.com/issue/2022/03/5.ISSN 2304-3369DOI: 10.22394/2304-3369-2022-3-60-75EDN: QRTAXVРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49423786Размещена на сайте: 20.10.22Текст статьи на сайте журнала URL: https://journal-management.com/issue/2022/03/5 (дата обращения 20.10.2022)Ссылка при цитировании:Письменная Е.Е., Рязанцев С.В., Кузнецов Н.Г., До Хыо Ланг Россия на рынке образовательных услуг стран Юго-Восточной Азии: возможности и перспективы // Вопросы управления. 2022. № 3 (76). С. 60–75. URL: https://journal-management.com/issue/2022/03/5. DOI: 10.22394/2304-3369-2022-3-60-75. EDN: QRTAXV.Pismennaya E.E., Ryazantsev S.V., Kuznetsov N.G., Do Huong Lan. Russia in the Market of Educational Services in Southeast Asia: Opportunities and Prospects. Management Issues. 2022. No. 3 (76). P. 60–75. DOI: 10.22394/2304-3369-2022-3-60-75. URL: https://journal-management.com/issue/2022/03/5. DOI: 10.22394/2304-3369-2022-3-60-75.АннотацияОдним из направлений развития российской системы высшего образования является государственная политика по привлечению учебных мигрантов в Россию, расширение академической мобильности и интеграции отечественных университетов в глобальное пространство. С учетом того, что демографический потенциал традиционного для России источника мигрантов - стран СНГ - ограничен, необходимо расширять присутствие российского образования на рынках динамично развивающихся стран с молодым населением. В статье проанализирован социально-демографический потенциал Юго-Восточной Азии (ЮВА) в качестве перспективного региона для продвижения российского образования за рубежом. Целью работы является оценка целесообразности продвижения российского образования непосредственно в регион ЮВА в привязке к задачам Российской Федерации по росту числа иностранных студентов в стране, а также выявление основных факторов, влияющих на процесс выбора образования за рубежом молодежью из указанного региона, на примере вьетнамской молодежи. Исследование базируется на сочетании статистического и качественного анализа демографических показателей, сведений о стипендиальной политике Российской Федерации в регионе, а также включает в себя данные, полученные в результате социологического опроса и материалы глубинных интервью со специалистами в области образования. В статье показано, что ЮВА сохранит свой значительный демографический потенциал в долгосрочной перспективе, отмечены определенные моменты, указывающие на неэффективность политики предоставления Россией квот на обучение для стран региона, проанализированы ключевые факторы, которые влияют на выбор образования за рубежом. Выявлена высокая степень склонности к учебной миграции из региона, обусловленная невысоким качеством высшего образования и востребованностью выпускников, дана оценка факторам «второго порядка», таким как доступность и качество досуга, государственных и медицинских услуг и др. Сформулированы рекомендации по корректировке политики продвижения отечественного образования в регионе, среди которых создание институциональных условий для трудоустройства иностранных выпускников российских вузов, формирование сектора экономики в ЮВА, связанного с Россией, повышение гибкости стипендиальной политики, сопровождение процесса поступления в вузы для иностранцев, а также продвижение образа России как страны с современными комфортными для жизни условиями, богатой культурой, широкими возможностями для досуга.Ключевые слова: высшее образование образовательная миграция государственная политика юго-восточная азия вьетнам российские вузы молодежь higher education educational migration state policy southeast asia vietnam russian universities youth Рубрики: Социология управленияПолитические институтыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Леньков Р. В.Реформирование управления образованием в России: от этапа целеопределения к цифровому будущему // Цифровое будущее образования: учебное пособие для подготовки бакалавров всех направлений: Рекомендовано Ученым советом ГУУ / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Государственный университет управления, Институт управления персоналом, социальных и бизнес-коммуникаций; под ред.: М.Ю. Захарова, И.Е. Старовойтовой. – Москва: ГУУ, 2021. – С. 26-42.Леньков Р. В.Высшее образование как фактор социокультурной модернизации регионов: опыт эмпирического исследования // Россия: реформирование властно-управленческой вертикали в контексте проблем социокультурной модернизации регионов [монография] / [А. В. Тихонов и др.]; отв. ред. А. В. Тихонов. — Москва : ФНИСЦ РАН, 2017. С. 113-120.Len’kov R.V., Patsula A.V. Social forecasting in the strategic management of the development of higher education in Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2021, vol. 14, no. 6, pp. 225–239.Леньков Р. В.Высшее образование как ресурс управления социокультурной модернизацией регионов : монография / Р.В. Леньков. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 161 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/1084388.Арефьев А. Л.Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. Статистический сборник / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. — Выпуск 17 (2020). — Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. — 180 с.