О феноменологических горизонтах методологии истории А.С. Лаппо-Данилевского



Шмерлина И.А.
О феноменологических горизонтах методологии истории А.С. Лаппо-Данилевского // Horizon. Феноменологические исследования. Т. 11. № 2. С. 689-710.
ISSN 2226-5260
DOI: 10.21638/2226-5260-2022-11-2-689-710

Размещена на сайте: 23.12.22

Текст статьи на сайте журнала URL: http://www.horizon.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2362&Itemid=152&lang=ru (дата обращения 23.12.2022)


Ссылка при цитировании:

Шмерлина И.А. О феноменологических горизонтах методологии истории А.С. Лаппо-Данилевского // Horizon. Феноменологические исследования. Т. 11. № 2. С. 689-710. DOI: 10.21638/2226-5260-2022-11-2-689-710.
Shmerlina I.A. On the phenomenological Horizons of the Methodology of History of A.S. Lappo-Danilevsky. Horizon. Studies in Phenomenology. Vol. 11. No. 2. Pp. 689-710. DOI: 10.21638/2226-5260-2022-11-2-689-710.

Аннотация

В статье проблематизируется относительно недавно сложившаяся (инициированная О.М. Медушевской и подхваченная рядом исследователей) традиция феноменологической трактовки историко-методологического творчества А.С. Лаппо-Данилевского. Задачи статьи связаны с выяснением вопроса, можно ли, и если да, то в каком смысле (смыслах) говорить о феноменологии Лаппо-Данилевского. Показаны основания, в силу которых эта трактовка может быть, в известных пределах, принята, и моменты принципиального расхождения классической феноменологии и методологии истории Лаппо-Данилевского. Ключевым пунктом этих расхождений является феноменологическая редукция, составляющая существо феноменологического метода, и, на взгляд автора и вопреки мнению некоторых исследователей, отсутствующая в методологии истории Лаппо-Данилевского. Теоретические позиции, провоцирующие на сопоставление взглядов Лаппо-Данилевского и Гуссерля, сводятся к двум основным моментам: проблема психологической непроницаемости чужого Я и понимание исторического источника как конструкции историка. В статье проводится мысль, что «феноменологические мотивы» творчества Лаппо-Данилевского определяются общими философско-гносеологическими исканиями его времени, воспринятыми Лаппо-Данилевским через работы И.Г. Дройзена, русское неокантианство и В. Дильтея, но вряд ли — непосредственно из философии Гуссерля, с которой Лаппо-Данилевский не мог быть основательно знаком. Предложено квалифицировать методологическое творчество Лаппо-Данилевского как оригинальный вариант исторической феноменологии, сформировавшейся вне прямого влияния со стороны классической феноменологии Гуссерля. В статье обозначены направления дальнейшего развития проблематики, заложенной в методологии истории Лаппо-Данилевского, в частности, «когнитивная история» О.М. Медушевской, «историческая феноменология» А.Л. Юрганова и фиксируемый М.Ф. Румянцевой социологический поворот в методологии исторического познания (поворот от субъекта к актору). Последний, по мнению автора статьи, актуализирует ключевую для феноменологической традиции проблематику интерсубъективности.

Ключевые слова:

А.С. Лаппо-Данилевский методология истории проблема чужого Я исторический источник ‘феноменология’ как понятие методологии познания в русской дореволюционной мысли классическая феноменология социологическая феноменология историческая феноменология A. S. Lappo-Danilevskii the methodology of history the problem of someone else

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: