Славянство и Запад в истории и культуре (к публикации «Исторических писем об отношениях русского народа к его соплеменникам» В.И. Ламанского) ...



Малинов А.В., Налдониова Л., Куприянов В.А.
Славянство и Запад в истории и культуре (к публикации «Исторических писем об отношениях русского народа к его соплеменникам» В.И. Ламанского) // Соловьевские исследования. – 2022. – № 1(73). – С. 116-137.
ISSN 2076-9210
DOI: 10.17588/2076-9210.2022.1.116-137
EDN: LFTUKG
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48194105

Размещена на сайте: 09.01.23

Текст статьи на сайте журнала URL: http://solovyov-studies.ispu.ru/files/published/str.116-137_si_173.pdf (дата обращения 09.01.2023)


Ссылка при цитировании:

Малинов А.В., Налдониова Л., Куприянов В.А. Славянство и Запад в истории и культуре (к публикации «Исторических писем об отношениях русского народа к его соплеменникам» В.И. Ламанского) // Соловьевские исследования. – 2022. – № 1(73). – С. 116-137. DOI: 10.17588/2076-9210.2022.1.116-137. EDN: LFTUKG.
Malinov A. V., Naldoniova L., Kupriyanov V. A. The Slavdom and the West in History and Culture (to the Publication of “Historical Letters about the Relations of the Russian Nation to its Tribesmen” by V.I. Lamansky). Solovyov Studies. 2022. Issue 1(73): 116-137. DOI 10.17588/2076-9210.2022.1.116-137 DOI: 10.17588/2076-9210.2022.1.116-137.

Аннотация

Предваряется публикация второго «Исторического письма» В.И. Ламанского. Рассматривается контекст рассуждений В.И. Ламанского, посвященных взаимным отношениям славян и германских народов, которые В.И. Ламанский оценивает как враждебные и в качестве подтверждения приводит мнения немецких ученых о славянах и на примере истории Чехии и отчасти Хорватии показывает пагубность для славян влияния германской культуры и политической системы, приводящего к утрате народности. Рассматривается позиция В.И. Ламанского, отраженная во втором «Историческом письме», в отношении гуситского движения как проявления славянского самосознания. На основе писем ученого, в которых приводятся его мнения о чехах, Ф. Палацком и других деятелях чешского национального движения, показано, что концепт греко-славянского мира и его антагонистическое отношение к миру германо-романскому Ламанский заимствовал, скорее всего, из немецкой же историологической литературы. Анализируются славянофильские взгляды Ламанского, существенно дополнившего и развившего учение славянофилов, в частности, более определенно сформулировав отношение славянофилов к «славянскому вопросу», который мало занимал основателей этого движения. Рассматривается его интерпретация славянской истории, нашедшая отражение в магистерской диссертации «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании» (1859 г.). Второе «Историческое письмо», написанное вскоре после завершения работы над диссертацией, рассматривается как опосредующая работа на пути к другому крупному исследованию Ламанского, его докторской диссертации «Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе» (1871 г.).

Ключевые слова:

русско-чешские связи славянофильство университетская философия народность в науке язык как мягкая сила цивилизационный антагонизм историософия Russian-Czech ties Slavophilism university philosophy nationality in science language as a soft power civilizational antagonism historiosophy

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: