Опыт кодирования «на бумаге», или Как исследователю с количественным бэкграундом научиться анализировать интервью



Воронина Н.С.
Опыт кодирования «на бумаге», или Как исследователю с количественным бэкграундом научиться анализировать интервью // Практики анализа качественных данных в социальных науках [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. Е. В. Полухина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. С. 121-141.
ISBN 978-5-7598-2542-5

Размещена на сайте: 06.02.23

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Воронина Н.С. Опыт кодирования «на бумаге», или Как исследователю с количественным бэкграундом научиться анализировать интервью // Практики анализа качественных данных в социальных науках [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. Е. В. Полухина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. С. 121-141.
Voronina N.S. The experience of coding “on paper”, or How a researcher with a quantitative background learns to analyze interviews. In: Practices for analyzing qualitative data in the social sciences [Text]: textbook. allowance / otv. ed. E. V. Polukhina; National research University Higher School of Economics. - M .: Ed. house of the Higher School of Economics, 2023. P. 121-141. ISBN 978-5-7598-2542-5 (reg.). - ISBN 978-5-7598-2497-8 (e-book).

Аннотация

Одной из техник анализа интервью является кодирование, в основе которого лежит стратегия А. Страусса и Дж. Корбин. Эта процедура разделена на три этапа: 1) открытое кодирование (open coding): поиск категорий и выделение смыслов; 2) осевое кодирование (axial coding): поиск отношений между категориями; 3) избирательное/селективное кодирование (selective coding): поиск ключевых категорий. Первый уровень кодирования несложный, но самый времязатратный. На этом этапе мы максимально приближены к данным, читаем цитаты из интервью и выделяем главные мысли, тэги. Эти выделенные главные слова или словосочетания нужно как-то назвать: обычно их называют кодом или ярлыком. В качестве кодов иногда выступают сами слова информанта. Выделяя коды, важно не потерять смысл, который информант вносит в свое высказывание. Два разных человека могут сказать, что для них важно, например, саморазвитие, поэтому они занимаются волонтерством. При этом они вкладывают в него совершенно разный смысл. Например, для одного участника исследования «волонтерство — это саморазвитие, это чем-то заниматься, не ходить в бар пить пиво», а для другого это «обучение на волонтерских курсах спасания в ЧС, поездки и изучение иностранных языков». Наша задача в ходе открытого кодирования — понять, какой смысл информант вкладывает в код, который мы назвали «саморазвитие». Второй уровень, осевое кодирование, — поиск отношений между кодами, полученными на этапе открытого кодирования. То есть нужно взять все выделенные коды и объединить в более общие категории: объединить похожие по смыслу коды, полученные нами на первом этапе, и придумать им общее название, которое бы соответствовало социологической категории. На этом этапе кодирования как раз и нужны исследовательский бэкграунд и теоретическая эрудиция. Приведу пример из своей работы, где были такие коды: «важность заботы о природе», «стремление к действию», «стремление к новизне», «свобода действий». Я подумала, что все эти коды можно отнести к ценностям, т.е. получилась категория «ценностный мотив». Как я поняла, что это ценности? Такие формулировки ценностей вы можете найти, например, в методике измерения ценностей Ш. Шварца [Карандашев, 2004]. Третий, самый высокий теоретический уровень обобщения, — избирательное/селективное кодирование. Из всего множества категорий, выделенных на втором этапе, нужно аналитически выстроить центральную категорию, вокруг которой располагаются все остальные. Полученная теория и будет выступать итогом анализа.

Ключевые слова:

«количественники» vs «качественники» непонятный мир «качественников» что делать с данными интервью? анализ на уровне индивидов чтение транскриптов интервью и поиск релевантных фрагментов сопутствующая информация о каждом информанте выделение типов — задача исследования кодирование и множество кодов трудоемкость открытого кодирования кодирование «на бумаге» и объединение кодов центральная категория схема-концепция научная публикация на основе интервью Quantitatives vs Qualitatives The incomprehensible world of qualitatives What to do with interview data? Level Analysis individuals Read interview transcripts and search for relevant ones fragments Related information about each informant Identification of types is the task of research Coding and many codes. The complexity of open coding Coding on paper and the combination of codes Central category Scheme-concept Scientific publication based on interviews

Оглавление

Рубрики:

Методы сбора и анализа социологических данных
Методология социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: