Опыт кодирования «на бумаге», или Как исследователю с количественным бэкграундом научиться анализировать интервью Воронина Н.С.Опыт кодирования «на бумаге», или Как исследователю с количественным бэкграундом научиться анализировать интервью // Практики анализа качественных данных в социальных науках [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. Е. В. Полухина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. С. 121-141.ISBN 978-5-7598-2542-5Размещена на сайте: 06.02.23 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Воронина Н.С. Опыт кодирования «на бумаге», или Как исследователю с количественным бэкграундом научиться анализировать интервью // Практики анализа качественных данных в социальных науках [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. Е. В. Полухина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. С. 121-141.Voronina N.S. The experience of coding “on paper”, or How a researcher with a quantitative background learns to analyze interviews. In: Practices for analyzing qualitative data in the social sciences [Text]: textbook. allowance / otv. ed. E. V. Polukhina; National research University Higher School of Economics. - M .: Ed. house of the Higher School of Economics, 2023. P. 121-141. ISBN 978-5-7598-2542-5 (reg.). - ISBN 978-5-7598-2497-8 (e-book).АннотацияОдной из техник анализа интервью является кодирование, в основе которого лежит стратегия А. Страусса и Дж. Корбин. Эта процедура разделена на три этапа: 1) открытое кодирование (open coding): поиск категорий и выделение смыслов; 2) осевое кодирование (axial coding): поиск отношений между категориями; 3) избирательное/селективное кодирование (selective coding): поиск ключевых категорий. Первый уровень кодирования несложный, но самый времязатратный. На этом этапе мы максимально приближены к данным, читаем цитаты из интервью и выделяем главные мысли, тэги. Эти выделенные главные слова или словосочетания нужно как-то назвать: обычно их называют кодом или ярлыком. В качестве кодов иногда выступают сами слова информанта. Выделяя коды, важно не потерять смысл, который информант вносит в свое высказывание. Два разных человека могут сказать, что для них важно, например, саморазвитие, поэтому они занимаются волонтерством. При этом они вкладывают в него совершенно разный смысл. Например, для одного участника исследования «волонтерство — это саморазвитие, это чем-то заниматься, не ходить в бар пить пиво», а для другого это «обучение на волонтерских курсах спасания в ЧС, поездки и изучение иностранных языков». Наша задача в ходе открытого кодирования — понять, какой смысл информант вкладывает в код, который мы назвали «саморазвитие». Второй уровень, осевое кодирование, — поиск отношений между кодами, полученными на этапе открытого кодирования. То есть нужно взять все выделенные коды и объединить в более общие категории: объединить похожие по смыслу коды, полученные нами на первом этапе, и придумать им общее название, которое бы соответствовало социологической категории. На этом этапе кодирования как раз и нужны исследовательский бэкграунд и теоретическая эрудиция. Приведу пример из своей работы, где были такие коды: «важность заботы о природе», «стремление к действию», «стремление к новизне», «свобода действий». Я подумала, что все эти коды можно отнести к ценностям, т.е. получилась категория «ценностный мотив». Как я поняла, что это ценности? Такие формулировки ценностей вы можете найти, например, в методике измерения ценностей Ш. Шварца [Карандашев, 2004]. Третий, самый высокий теоретический уровень обобщения, — избирательное/селективное кодирование. Из всего множества категорий, выделенных на втором этапе, нужно аналитически выстроить центральную категорию, вокруг которой располагаются все остальные. Полученная теория и будет выступать итогом анализа.Ключевые слова:«количественники» vs «качественники» непонятный мир «качественников» что делать с данными интервью? анализ на уровне индивидов чтение транскриптов интервью и поиск релевантных фрагментов сопутствующая информация о каждом информанте выделение типов — задача исследования кодирование и множество кодов трудоемкость открытого кодирования кодирование «на бумаге» и объединение кодов центральная категория схема-концепция научная публикация на основе интервью Quantitatives vs Qualitatives The incomprehensible world of qualitatives What to do with interview data? Level Analysis individuals Read interview transcripts and search for relevant ones fragments Related information about each informant Identification of types is the task of research Coding and many codes. The complexity of open coding Coding on paper and the combination of codes Central category Scheme-concept Scientific publication based on interviews Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................................................... 8 РАЗДЕЛ I. МНОГООБРАЗИЕ ДАННЫХ И МЕТОДОВ АНАЛИЗА Глава 1. Качественные данные и дилеммы аналитика .........................15 Аналитические практики: поиск баланса между интуицией и формализацией ................................................. 17 Базовые методы анализа качественных данных ..............................21 Обзор программных решений для анализа качественных данных .........................................................................24 Глава 2. Нарративный анализ в социологии: подход, метод или метафора? ..............................................................32 Теоретическая интерпретация понятия «нарратив» .........................32 Стратегии нарративного анализа ......................................................39 Варианты эмпирической работы с нарративами ..............................46 Нарративный анализ аргументации респондентов в массовом опросе ..............................................................................49 Нарративный анализ интервью в рамках стратегии кейс-стади ..........................................................52 Глава 3. Дискурс-анализ как метод анализа текста: опыт применения постструктуралистской теории дискурса для изучения конфликта в индустрии моды ..........................58 Подходы к анализу дискурса .............................................................58 Предпосылки постструктуралистской теории дискурса .................60 Постструктуралистская теория дискурса: введение в метод ............63 Возможные процедуры анализа дискурса с применением идей Лакло и Муфф .................................................66 Эмпирический пример дискурс-анализа: конфликт в индустрии моды ...............................................................................69 Академическая литература как источник для анализа контекста дискурса и понимания значений .................74 Глава 4. Опыт применения тематического анализа в изучении идентичности индустриального рабочего ...........................81 Тематический анализ как метод ........................................................82 Базовые понятия и процедуры тематического анализа ...................84 Проект об индустриальных рабочих: замысел и реализация ..........87 Аналитические практики в «поле района» ........................................89 Аналитический путь после поля: от многоаспектных данных к темам .................................................92 Глава 5. Качественный контент-анализ: возможности, методика, процедуры ...........................................................................99 Общие характеристики данных для контент-анализа .................... 101 Познавательные границы метода качественного контент-анализа ............................................................................... 103 Сравнение качественного и количественного контент-анализа ...104 Процедуры проведения качественного контент-анализа .............. 105 Пример анализа ................................................................................ 112 РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКИ КОДИРОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ Глава 6. Опыт кодирования «на бумаге», или Как исследователю с количественным бэкграундом научиться анализировать интервью ................................................... 121 Предыстория: «…мне ближе более объективный мир количественных данных» ................................................................. 121 Исследование мотивации волонтеров в чрезвычайных ситуациях и обоснованная теория .................................................. 123 Техника кодирования ....................................................................... 125 Как описать полученную теорию? .................................................. 135 Для чего нужны результаты кодирования? ..................................... 137 Как представить результаты качественного исследования? ........... 137 Глава 7. Обработка данных интервью в NVivo: опыт изучения эмоциональных высказываний в отношении социальной мобильности .............................................. 142 Эмоциональный фон социальных перемещений: введение в эмпирический кейс ........................................................144 Работа с кодами в NVivo .................................................................. 146 Визуализация данных ...................................................................... 154 Глава 8. Преодолевая практику cherry picking: аналитический путь от 100 часов интервью до диссертационной главы .................................................................164 Исследование об академических карьерах...................................... 166 Несколько слов о «качестве» качественных исследований ............ 169 Практика cherry picking vs аналитическая тщательность ................ 171 О транскрибировании как стадии анализа .................................... 173 Как кодировать данные, чтобы это имело смысл ........................... 176 Важность комментирования данных .............................................. 181 Дневник исследования — архив идей .............................................. 183 Аналитические заметки, или мемо ................................................. 184 Вывод результатов анализа из ПО ................................................... 185 Сокращение объема данных и разработка пропозиций ................190 Движение в сторону теории: от описательного текста к аналитическому .............................................................................194 Эффект поспешного вывода и смена фокуса ................................ 196 Глава 9. Возможности и ограничения ATLAS.ti при обработке массивов текста: кодирование и количественный анализ ..................202 Понятия текста и масштабных текстовых данных..........................203 ATLAS.ti: знакомство с программой и ее задачами .......................205 Основная работа в ATLAS.ti: кодирование .....................................206 Роль кодировщиков и их согласованность ......................................209 Принципы кодирования при подготовке данных для комбинированного анализа ...................................................... 211 Подготовка массивов текста для анализа: требования к данным ....................................................................... 212 Виды массивов ................................................................................. 213 Линейные распределения и анализ соответствий .......................... 216 Эмпирические кейсы ...................................................................... 219 Глава 10. Как онлайн-инструменты могут облегчить коллективный анализ глубинных интервью .......................................244 Распространенность коллективных качественных проектов в социологических исследованиях .................................244 Сложности групповой исследовательской работы .........................248 Достижение консенсуса как условие групповой работы ................249 О согласованности кодирования данных группой исследователей ................................................................................ 251 Опыт коллективного кодирования .................................................253 Карта мыслей (mind map) как инструмент разработки кодификатора для анализа качественных данных ..........................255 Опыт коллективного кодирования в Dedoose: особенности онлайн-системы .........................................................263 Проверка согласованности кодирования .......................................268 Технические проблемы ...................................................................269 Глава 11. Возможности и ограничения текст-майнинга: применение современных методов анализа текстовых данных .......... 273 Текст-майнинг как направление: введение и основные понятия ........................................................................ 273 Особенности текстовых данных ..................................................... 278 Библиотеки для текст-майнинга в Python ......................................285 Применение методов текст-майнинга: эмпирические примеры ...................................................................287 Задача классификации — поиск самых распространенных слов у информантов разного пола на основе частоты встречаемости слов и TF-IDF ..........................289 Задача кластеризации — поиск основных тем в корпусе документов с помощью латентносемантического анализа ...................................................................296 Тематический анализ с помощью сетевого анализа .......................300 РАЗДЕЛ III. ЖАНРЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ Глава 12. Фотография в социологической работе: практики сбора и презентации ........................................................... 313 Использование фотографий в исследованиях домашнего пространства .................................................................................... 316 Использование фотографии как части биографической прогулки ............................................................... 321 Визуальное эссе как жанр представления результатов ..................324 Глава 13. Публичные выступления как жанр презентации результатов .....................................................334 Выступления в академической и неакадемической аудитории .........................................................335 Вопросы: обратная связь от аудитории ..........................................338 Некоторые особенности презентации результатов качественных исследований ............................................................339 ПРИЛОЖЕНИЕ Путеводитель по базовым функциям ATLAS.ti ..............................347 Библиография ....................................................................................352 Сведения об авторах .......................................................................... 381Рубрики: Методы сбора и анализа социологических данныхМетодология социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Kanygin, G., Koretckaia, V. Analytical Coding: Performing Qualitative Data Analysis Based on Programming Principles. Qualitative Report, 2021, 26(2), 316-333.