Медиа: Аудиторные тренды Назаров М.М.Медиа: Аудиторные тренды. Человек в современной российской медиасреде. — М.: ЛЕНАНД, 2023. — 256 с.ISBN 978-5-9710-8208-8DOI: 10.12345/978-5-9710-8208-8РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49456042Размещена на сайте: 02.03.23 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Назаров М.М. Медиа: Аудиторные тренды. Человек в современной российской медиасреде. — М.: ЛЕНАНД, 2023. — 256 с. DOI: 10.12345/978-5-9710-8208-8.АннотацияВ монографии представлены результаты исследования аудитории современных российских медиа. Аудитория рассматривается в качестве субъекта массово-коммуникативной деятельности, определяемой мотивами и потребностями людей. Обсуждаются особенности конкуренции за внимание аудитории между двумя ведущими на период анализа медиа — интернетом и телевидением. Оценка перспектив дается на основе изучения медиапотребления в возрастных когортах. Обсуждается фрагментация аудитории в условиях роста коммуникационного выбора, обосновываются ее социальные следствия. Рассматриваются особенности платформенного управления медиа и сопряженные с этим аудиторные практики. Проанализирован феномен чтения — сферы культурной активности, на которую цифровизация и интернет повлияли самым непосредственным образом. Отдельные главы содержат результаты исследований: доверия к российским медиа в контексте доминирующих представлений о социально-политической системе и ключевых социальных институтах; представлений об онлайн-приватности, сложившихся в условиях трансформации медиасреды; особенностей медиапотребления в условиях COVID-19. Эмпирическим основанием работы являются исследования аудитории российских медиа 2010-2021 гг. Книга адресована исследователям массовой коммуникации, специалистам медиа, преподавателям, аспирантам, студентам в области социологии массовой коммуникации и смежных дисциплин и всем, кто интересуется проблематикой массовой коммуникации.Ключевые слова:медиа тренды медиапотребление медиасреда массовая коммуникация интернет телевидение защита персональных данных COVID-19 media trends media consumption media environment mass communication Internet television personal data protection COVID-19 Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОглавление 3 Введение 6 Глава 1. Медиапотребление и конвергентная медиасреда 14 1.1. Медиапотребление: теоретические основания анализа 19 1.2. Конвергенция медиа и социальные изменения 25 1.2.1. Технологические инновации и конвергенция медиа 25 1.2.2. Медиатизация как новое качество социальных изменений 31 1.3. Динамика коммуникационной оснащенности: эмпирические тренды 38 Глава 2. ТВ и интернет: особенности конкуренции за аудиторию 48 2.1. Типология потребления ведущих российских медиа 48 2.1.1. Типология медиапотребления: телевидение и интернет 48 2.1.2. Особенности медиапотребления: комментарий 55 2.2. ТВ в мультиэкранной среде: отношение аудитории и социальные функции 59 2.2.1. Отношение аудитории к российскому телевидению 60 2.2.2. Аудиторные тренды и социальные функции телевидения 65 Глава 3. Медиапотребление в возрастных когортах 70 3.1. Диффузия инноваций и коммуникативное поведение 71 3.2. Возрастные когорты и функциональные возможности медиа 77 3.3. О медиапотреблении поколения двухтысячных (миллениалов) 82 Глава 4. Фрагментация медиасреды: актуальные социальные следствия 87 4.1. Аудиторная структура фрагментированного медиаландшафта 87 4.1.1. О понятии фрагментации медиасреды 88 4.1.2. Эмпирические проявления фрагментации 89 4.2. Разнообразие выбора медиа и социальная интеграция 95 4.2.1. Фрагментация, информационное переполнение и особенности потребления медиа 95 4.2.2. Фрагментация и социальная интеграция 98 4.2.3. Фрагментация — адресность медиа и прозрачность социума 101 4.3. Феномен медийной популярности в условиях информационного насыщения 104 4.3.1. Медиапотребление и концепция «двойных потерь» популярности 105 4.3.2. Исследовательские вопросы и результаты анализа 108 Глава 5. Чтение в период цифровых трансформаций 116 5.1. Чтение на бумажных и цифровых носителях как составляющие медиапотребления 117 5.2. Цифровое чтение: социокультурный контекст 124 5.2.1. Изменения российской медиасреды и замещение медиа 124 5.2.2. Особенности восприятия цифровых текстов 128 5.2.3. Цифровое чтение, медиатизация, культура 129 5.2.4. О перспективах цифрового чтения 133 Глава 6. Медиа и доверие аудитории 138 6.1. Теоретико-прикладные основания и задачи анализа 138 6.2. Факторы доверия к российским медиа: результаты исследования 142 Глава 7. Технологические платформы и новые коммуникационные практики 155 7.1. Особенности платформенного управления 155 7.2. Данные, алгоритмы и медиапотребление 163 7.3. Социальная критика алгоритмизации в медиа 168 Глава 8. Приватность в сети: исследование аудитории интернета 177 8.1. Автономия личности и приватность в интернете 177 8.2. Отношение аудитории к обеспечению приватности в сети 182 8.2.1. Практики поведения в сети и раскрытие персональной информации 183 8.2.2. Обеспечение приватности и цифровая покорность 186 8.3. Обобщая результаты: актуальность защиты персональных данных 193 Глава 9. Медиаcреда и COVID-19 197 9.1. Медиапотребление в период пандемии 197 9.2. Информационная среда и представления о COVID-19 207 9.2.1. Социальный и информационный контекст формирования представлений о коронавирусе 207 9.2.2. Типология массовых представлений о COVID-19 211 9.2.3. Коронавирусная инфекция: отношение к мерам борьбы c заболеванием 215 9.2.4. Массовый дискурс о вакцинации: признаки ценностного раскола 220 Глава 10. Особенности измерения аудитории в мультимедийной среде 226 Заключение 241 Список литературы 246Рубрики: Социология коммуникацийВозможно, вам будут интересны другие публикации:Назаров М. М.Массовая коммуникация как фактор изменения границ публичного и частного // Социально-гуманитарные знания. 2021. №1. С. 50-65.Назаров М. М.Платформы и алгоритмизация в медиа: содержание и социальные следствия // Коммуникология. 2020. Т. 8. № 2. С. 108-124. DOI: 10.21453/2311-3065-2020-8-2-108-124.Малышева Г. А.Цифровые сети как ресурс социальной коммуникации в условиях пандемии // Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения 12-14 ноября 2020 года / Отв. редакторы: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. - СПб.: Скифия-принт, 2020. С. 418-419.Задорин И. В., Сапонова А.В.Динамика основных коммуникативных практик россиян // Коммуникация. Медиа. Дизайн. 2019. Т.4. №3. С. 48-68.Бараш Р. Э.Социальные медиа как фактор формирования общественно-политических установок, российский контекст // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. №2. С. 430—453.