Бог и виртуальные миры. Размышления византолога над книгой К. Г. Фролова Очерки аналитической метафизики Макаров Д.И.Бог и виртуальные миры. Размышления византолога над книгой К. Г. Фролова Очерки аналитической метафизики // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 433-451.Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. — 452 с.ISBN 978-5-89697-406-2DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.35РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50301419&pff=1Размещена на сайте: 30.03.23Текст статьи.Ссылка при цитировании:Макаров Д.И. Бог и виртуальные миры. Размышления византолога над книгой К. Г. Фролова Очерки аналитической метафизики // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 433-451. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.35.АннотацияМонография К.Г. Фролова ценна тем, что автор, продолжая модальный реализм Д.К. Льюиса, уточняет значение понятий «виртуальный мир» и «ментальный объект», прокладывая путь для их расширенного употребления, пригодного в рамках теологики - с ее основным положением о присутствии Бога (тайном или явном) во всех виртуальных мирах. Подобным образом и Льюис признавал, что добро и зло тождественны нашим добру и злу во всех мирах. Эти положения представляется возможным совместить с базовыми достижениями современной аналитической метафизики. Предлагаются несколько формул такого рода теологики. Так, из первого закона теологики (о том, что Бога не может не быть, ибо Он есть Сущий (Исх. 3: 14)) вытекает положение о том, что Он оказывается конечной причиной всех миров: ~ (~G→ wn), где wn - некий условный мир (реальный или, возможно, моего воображения). Наряду с обозначением G→ wn ‘Бог производит (каузирует) некий мир или событие' предлагается ввести обозначение G ⇉ wm - ‘Бог попускает быть некоему миру, событию или процессу'. Мы также отвергаем принцип случайности Льюиса, согласно которому, то, какой мир является актуальным, - вопрос случайности. Данное утверждение противоречит библейскому Откровению. На наш взгляд, Льюис был неправ, отвергая богословские объяснения устройства Вселенной, а также параконсистентную логику.Ключевые слова:виртуальные миры теологика всеприсутствие Божие ментальные объекты К.Г. Фролов византийское богословие эпохи исихастских споров модальный реализм Дэвид Льюис паламитская традиция Михаил Пселл Феодор Метохит possible worlds theologics Divine omnipresence mental objects Konstantin G. Frolov Byzantine theology from the period of the Hesychast controversy the modal realism David K. Lewis the Palamite tradition Michael Psellos Theodore Metochites Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Макаров Д.И.Бог и виртуальные миры. Размышления византолога над книгой К. Г. Фролова Очерки аналитической метафизики // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 433-451.