Одушевление тела в трактате О сотворении мира Иоанна Филопона Баранов В.А.Одушевление тела в трактате О сотворении мира Иоанна Филопона // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 341-362.Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. — 452 с.ISBN 978-5-89697-406-2DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.30РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50301413&pff=1Размещена на сайте: 30.03.23Текст статьи.Ссылка при цитировании:Баранов В.А. Одушевление тела в трактате О сотворении мира Иоанна Филопона // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 341-362. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.30.АннотацияАнтропология Иоанна Филопона, проявляющаяся в его экзегезе творения человека в книге VI трактата «О сотворении мира» в целом соответствует его учению о человеке из комментариев на «О душе» Аристотеля и реконструируется как платоническая «нисходящая» система из разновременных бестелесной разумной души, животной души, входящей в оформленный органами эмбрион, и растительной души, известная из учения Оригена и Дидима Александрийского и осмысленная в аристотелевской парадигме души как энтелехии тела. Такая антропология «нисхождения в материю» неизбежно предполагает наличие промежуточных сущностей. При этом, в экзегезе сотворения ангельских сил в книге I Филопон настаивает на полном отличии умной (νοεράν) и словесной (λογικήν) души от тел и неразумных душ и отвергает понятие посредствующей субстанции, что указывает на сходство его антропологии с антропологией Дидима Александрийского.Ключевые слова:Иоанн Филопон Филон Александрийский Ориген Дидим Александрийский душа антропология эмбриология John Philopon Philo of Alexandria Origen Didymus of Alexandria soul anthropology embryology Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Щукин Т. А.По образу Сына Божия? Полемика Иоанна Филопона с оригенизмом в VI книге трактата О сотворении мира // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 393-402.Варламова М. Н.῾Άπαν τὸ κινούμενον ὑπό τινος ἀνάνκη κινεῖσθαι: проблема движения по природе и самодвижения одушевленного в Физике Аристотеля // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 299-313.Щукин Т. А.Неизданный фрагмент Дионисия Ареопагита из славянского компендиума О небеси (Син. 951) и византийские дискуссии о количестве небес в VI веке // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 388-397.Варламова М. Н.Как устроена материя одушевленного: представление о теле как подлежащем души у Александра Афродисийского и Иоанна Филопона // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 330-342.Коткин К. Я.Образы советской утопии: между забвением традиции и памятью о ней (рисунки саамских школьников рубежа 1920–1930-х гг. из архива В. Чарнолуского) // Кунсткамера. – 2019. – № 1(3). – С. 105-116.