῾Άπαν τὸ κινούμενον ὑπό τινος ἀνάνκη κινεῖσθαι: проблема движения по природе и самодвижения одушевленного в Физике Аристотеля ... Варламова М.Н.῾Άπαν τὸ κινούμενον ὑπό τινος ἀνάνκη κινεῖσθαι: проблема движения по природе и самодвижения одушевленного в Физике Аристотеля // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 299-313.Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. — 452 с.ISBN 978-5-89697-406-2DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.27РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50301410&pff=1Размещена на сайте: 30.03.23Текст статьи.Ссылка при цитировании:Варламова М.Н. ῾Άπαν τὸ κινούμενον ὑπό τινος ἀνάνκη κινεῖσθαι: проблема движения по природе и самодвижения одушевленного в Физике Аристотеля // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 299-313. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.27.АннотацияВ аристотелевском учении о движении большую роль играет двигатель как начало движения и описание взаимодействия двигателя и подвижного тела. В VII и VIII книгах «Физики» Аристотель настаивает, что всякое движущееся движется чем-нибудь, в IX книге «Метафизики» он указывает, что движущее всегда является иным по отношению к движимому, а в 3 книге «Физики» он описывает отношение движущего и движимого через соотношение двух сил или способностей - пассивной и активной. Таким образом, учение о движении неразрывно связано с представлением о том, как именно двигатель движет или передает движение подвижному телу. В этом контексте становится проблематичным то, что кажется главной темой аристотелевской физики - определение природы как внутреннего источника движения, как причины движения, которая действует в сущем «πρώτως καθ᾽ αὑτὸ καὶ μὴ κατὰ συμβεβηκός». Проблематичность движения по природе также связана еще с двумя вещами: с необходимостью первого двигателя, который по определению является внешней движущей причиной для всех вещей под небом, и с разделением природного движения на движение простых тел (элементов) и движение одушевленных. В своей статье я рассматриваю проблему природного движения или самодвижения в аристотелевской физике в общем контексте его учения о движении и движущей силе.Ключевые слова:движение природа душа тело Аристотель Александр Афродисийский Иоанн Филопон motion soul body physis Aristotle Alexander of Aphrodisias John Philoponus Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Варламова М. Н.Как устроена материя одушевленного: представление о теле как подлежащем души у Александра Афродисийского и Иоанна Филопона // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 330-342.Баранов В. А.Одушевление тела в трактате О сотворении мира Иоанна Филопона // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 341-362.Щукин Т. А.По образу Сына Божия? Полемика Иоанна Филопона с оригенизмом в VI книге трактата О сотворении мира // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 393-402.Ноговицин О. Н.Между аллегорезой и буквальным толкованием книги Бытия: экзегетический метод Иоанна Филопона в трактате О сотворении мира // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 363-392.Виноградов Д.А.Предмет и метод первой и второй философии Аристотеля // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 314-328.