Понимание в сфере социальной коммуникации как ментальная технология Адамьянц Т.З.Понимание в сфере социальной коммуникации как ментальная технология // Человек. – 2023. – T. 34. – № 1. C. 51-67. URL: https://chelovek-journal.ru/s023620070024827-6-1/.ISSN 0236-2007DOI: 10.31857/S023620070024827-6EDN: SLPYJCРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=51923723Размещена на сайте: 04.04.23 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Адамьянц Т.З. Понимание в сфере социальной коммуникации как ментальная технология // Человек. – 2023. – T. 34. – № 1. C. 51-67. URL: https://chelovek-journal.ru/s023620070024827-6-1/. DOI: 10.31857/S023620070024827-6. EDN: SLPYJC.Adamyants T.Z. Understanding in the field of Social Communication as a Mental Technology. Chelovek. 2023. 34.1.:51-67. URL: https://chelovek-journal.ru/s023620070024827-6-1/. DOI: 10.31857/S023620070024827-6 DOI: 10.31857/S023620070024827-6.АннотацияВ центре внимания статьи ментальные технологии (приемы, способы, навыки), которые использует сознание (ум) для понимания в сфере социальной коммуникации. В соответствии с ключевыми положениями семиосоциопсихологической концепции, в русле которой выполнена статья, успешность понимания в сфере социальной коммуникации связывается с такими технологиями, которые позволяют «видеть» в любом целостном, завершенном коммуникативном акте латентные многоуровневые структуры, вершиной которых является авторская интенция, или константный смысл. Проведенная на протяжении нескольких десятилетий серия исследований с использованием метода мотивационно-целевого анализа позволила обозначить параметры групп людей, различающихся качеством понимания константных смыслов при восприятии целостных, завершенных произведений. Обнаружена также взаимосвязь между качеством понимания интенции автора и виртуальными формами, посредством которых сознание «осваивает» воспринимаемое произведение: от широко распространенных линейных – до более редких многоуровневых, объемных. Зафиксированный факт разного качества понимания в сфере социальной коммуникации позволил провести аналогию с теорией коллективного бессознательного и феноменом архетипов в трактовке Г.К. Юнга. В обществе действительно «живут» различные ментальные технологии, которые используют большие группы людей, что влияет на особенности их социализации и социальной адаптации и в целом на тенденции и вектор социально значимых процессов. Благодаря разработкам российской академической науки, навыки понимания в сфере социальной коммуникации поддаются совершенствованию; проведенные эксперименты показывают положительную динамику.Ключевые слова:понимание социальная коммуникация смысл семиосоциопсихология интенция метод мотивационно-целевого анализа ментальные технологии сознание архетипы Юнга социальная адаптация understanding social communication meaning semio-sociopsihology intent method of motive-target analysis mental technologies consciousness mind Jung archetypes social adaptation Рубрики: Социология коммуникацийСоциология личностиВозможно, вам будут интересны другие публикации:Адамьянц Т. З.Технологии сознания: накопление - или структурирование? // Мир психологии. 2018. №2. С. 114-123.Адамьянц Т. З.По следам ментальных процессов // Человек. 2016. №4. С.165-171.Адамьянц Т. З.Научное и социально-гуманитарное значение семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации (к юбилею выдающегося российского ученого Т. М. Дридзе) // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2020. № 5(3). С. 90-102.Адамьянц Т. З.На пути к целостной «картине мира» (к проблеме социализации и адаптации современной молодежи) // Мир психологии. 2019. №2. С. 230-238.Адамьянц Т. З.Семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации: теория история, исследовательские возможности // Диагностика власти и управления: коммуникативные механизмы и «двойные стандарты». Материалы Всероссийской конференции и XV Дридзевских чтений (Москва, 29–30 октября 2015 г.) / А.В. Тихонов (отв. ред.) – М.: Институт социологии РАН. – 2016. С. 61-66.