Роль школы в формировании здоровья подростков: социокультурный и нормативно-правовой аспект Журавлева И.В., Лакомова Н.В.Роль школы в формировании здоровья подростков: социокультурный и нормативно-правовой аспект // Социология медицины. 2022. Т. 21. № 2. С. 159-170.ISSN 1728-2810DOI: 10.17816/socm252066РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=50457954Размещена на сайте: 05.04.23Текст статьи на сайте журнала URL: https://rjsocmed.com/1728-2810/article/view/252066 (дата обращения 05.04.2023)Ссылка при цитировании:Журавлева И.В., Лакомова Н.В. Роль школы в формировании здоровья подростков: социокультурный и нормативно-правовой аспект // Социология медицины. 2022. Т. 21. № 2. С. 159-170. DOI: 10.17816/socm252066.Zhuravleva I.V., Lakomova N.V. The role of school in the formation of adolescent health: socio-cultural and regulatory aspect. Sociology of Medicine. 2022. Vol. 21. No. 2. Pp. 159-170. DOI: 10.17816/socm252066.АннотацияЗначимость здоровья подростков связана с тем, что оно определяет будущее здоровье взрослых, а также тем, что тенденции в этой категории характеризуются наиболее негативными показателями по сравнению с другими возрастными группами населения. Цель исследования - актуализация значимости проблемы здоровья подростков в структуре школьных инноваций.Исследование выполнено в 2022 г. сотрудниками Института социологии ФНИСЦ РАН в форме обзора на основе анализа 92 релевантных источников (научных исследований и нормативно-правовых документов). Хотя укрепление здоровья детей и подростков признается в России общегосударственной задачей, требующей межведомственного подхода и действий практически всех министерств и ведомств, но в реальности ситуация иная. В школах, где дети проводят 70% дневного времени, не созданы необходимые условия для их здоровья. Рассматриваются два аспекта этих условий — медицинский и воспитательный — в области здоровья. Медицинский аспект связан с недостаточным количеством медицинских кабинетов в образовательных учреждениях, качеством их оснащения, нехваткой медицинских кадров, наличием противоречий в нормативно-правовой базе по данному вопросу. В результате действия медицинских работников в школах сводятся в основном к медицинским осмотрам и вакцинации вместо девяти основных функций, заявленных в нормативах. Нереализованным остается и образовательный аспект, от которого зависит формирование культуры здоровья обучающихся. Рассмотрены три причины отсутствия предмета «Здоровье» в школьной программе и особенности формирования потребности в заботе о здоровье у школьников, в том числе с помощью средств массовой информации. Изменение состояния двух важных аспектов здоровья детей и подростков в структуре школьного образования — медицинского и образовательного — представляется реальным в случае решения нормативно-правовых вопросов, связанных с устранением существующих противоречий в информационной базе по вопросам медицинского обеспечения образовательных учреждений. Не менее важным является внесение в отчетные формы образовательных и медицинских организаций показателей по формированию здорового образа жизни различных категорий населения, прежде всего детей и подростков. Повышение уровня культуры здоровья населения и формирование единой профилактической среды, обеспечивающей здоровый образ жизни, должно стать практической государственной задачей.Ключевые слова:здоровье подростков школьное образование медицинский и образовательный аспекты культура здоровья adolescent health school education medical and educational aspects health culture Рубрики: Социология медициныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Журавлева И. В., Лакомова Н. В.Социальные аспекты формирования отношения к здоровью у подростков в рамках школьного образования // Norwegian Journal of development of the International Science. 2022. №. 94. С. 35-38.Zhuravleva I., Lakomova N. Social aspects of adolescent health. Osterreichisches Multiscience Journal, 2019, Vol. 1, Issue 19, pp. 51-54.Журавлева И. В., Лакомова Н. В.Здоровье подростков во временном контексте // Здоровье как ресурс: V. 2.0 / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой. – Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2019. С. 75-79.Журавлева И. В., Лакомова Н. В.Школа как фактор формирования отношения школьников к здоровью // Новой школе – здоровые дети [Текст] : материалы VII Всероссийской научнопрактической конференции. (21 октября 2022 г., Воронеж) / ред. колл.: С.В. Корнев [и др.] ; отв. за вып. Н.М. Кувшинова. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. С. 97-101.Журавлева И. В., Лакомова Н. В.Модернизация самосохранительного поведения подростков // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 18: Материалы XXII Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения». Ч. 1 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В.И. Герасимов. – М., 2023. – Ч. 1. С. 406-409.