Энтони Гидденс и цивилизационный анализ: модерн между рефлексивностью и культурой Браславский Р.Г.Энтони Гидденс и цивилизационный анализ: модерн между рефлексивностью и культурой // Социологическое обозрение. 2023. Т. 22, № 1. С. 147–174.ISSN 1728-192XDOI: 10.17323/1728-192x-2023-1-147-174EDN: TMWTVSРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=51986422Размещена на сайте: 13.04.23Текст статьи на сайте журнала URL: https://sociologica.hse.ru/2023-22-1/823975885.html (дата обращения 13.04.2023)Ссылка при цитировании:Браславский Р.Г. Энтони Гидденс и цивилизационный анализ: модерн между рефлексивностью и культурой // Социологическое обозрение. 2023. Т. 22, № 1. С. 147–174. DOI: 10.17323/1728-192x-2023-1-147-174. EDN: TMWTVS.Braslavskiy R.G. Anthony Giddens and civilizational analysis: modernity between reflexivity and culture. Russian Sociological Review. 2023. Vol. 22, No. 1. Pp. 147–174. DOI: 10.17323/1728-192x-2023-1-147-174 DOI: 10.17323/1728-192x-2023-1-147-174.АннотацияВ статье на основе критической реконструкции диагноза современности Э. Гидденса прослеживается логика перехода от институционального к цивилизационному подходу в социологическом дискурсе о «модерне». В фокусе анализа находится проблема соотношения культуры и рефлексивности. В теории радикального модерна Гидденса рефлексивность противопоставляется культуре, отождествляемой с традицией. В теории множественных модернов, генетически связанной с социологической парадигмой цивилизационного анализа, традиция и рефлексивность соотносятся как два аспекта культуры, которые характеризуются устремлениями, с одной стороны, к воспроизводству задающих общий смысловой контекст интерпретативных оснований, а с другой – к трансконтекстуальным прорывам, открывающим новые горизонты смысла. Обе тенденции находятся в неустранимом напряжении между собой и опосредуются в способности культуры к рационализации, в процессе которой самоартикуляция культуры может переходить в самопроблематизацию. Соединение рациональности с рефлексивностью ведет к культурным инновациям и интерпретативным сдвигам и, по меньшей мере, потенциально к новым культурным кристаллизациям, допускающим более высокие уровни самопроблематизации (Й. Арнасон). В разных культурно-исторических паттернах способность рационализации получает неравномерное и специфическое развитие. Модерн представляет собой новую «особую цивилизацию» (Ш. Эйзенштадт), в которой тенденции культуры к самоартикуляции в конфликтующих направлениях и к самопроблематизации достигают беспрецедентного в человеческой истории уровня, порождая во взаимопереплетении с относительно автономной динамикой власти и богатства множественные конфигурации социальной жизни. Хотя сам британский социолог не совершил «цивилизационный поворот» в своем творчестве, он в завершение собственного институционального анализа модерна вплотную подошел к постановке ключевой для цивилизационного подхода в социологии проблеме сопряжения культуры и власти. Однако эта же проблематика обозначила и предел понимания модерна в теории Гидденса, признавшего, в конечном счете, непостижимость социального мира, в котором изживающая культурные традиции рефлексивность институционализирована. В дальнейшем Гидденс пошел по пути не научного анализа модерна, а утопического моделирования и политического осуществления будущего постмодерного мира. Ключевые слова:институционализм культура множественные модерны модерн рефлексивность традиция цивилизационный анализ Э. Гидденс A. Giddens civilizational analysis culture institutionalism modernity multiple modernities reflexivity, tradition Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: История и теория социологииСоциология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Prozorova, Yulia (2017) Civilizational Analysis, Political Discourse, and the Reception of Western Modernity in Post-Soviet Russia, Comparative Civilizations Review: Vol. 77 : No. 77 , Article 7Российское общество: архитектоника цивилизационного развития: [монография] / Р. Г. Браславский, В. В. Галиндабаева [и др.]; отв. ред. В. В. Козловский; ФНИСЦ РАН. — М.; СПб.: ФНИСЦ РАН, 2021. — 340 с.Титаренко Л. Г.Восточноазиатский модерн в цивилизационной концепции Йохана Арнасона // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. Т. 25. №2. С. 80–95.Prozorova Y. Civilizational Analysis in Historical Sociology: Christianity in World History. In: Hiebert D. (ed.) The Routledge International Handbook of Sociology and Christianity. London; New York: Routledge, 2023. P. 34–46.Браславский Р. Г., Козловский В. В.Цивилизационное измерение структурирования обществ // Социологическое обозрение. 2021. Т. 20. № 1. С. 148–175. DOI: 10.17323/1728-192x-2021-1-148-175