Картина мира алтайской этнософии Малинов А.В.Картина мира алтайской этнософии // Международный журнал исследований культуры. – 2023. – № 1 (50). – С. 33–55.ISSN 2079-1100DOI: 10.52173/2079-1100_2023_1_33EDN: JEXMZCРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=53698420Размещена на сайте: 09.06.23 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Малинов А.В. Картина мира алтайской этнософии // Международный журнал исследований культуры. – 2023. – № 1 (50). – С. 33–55. DOI: 10.52173/2079-1100_2023_1_33. EDN: JEXMZC.Malinov, A. (2023) The World Picture of Altai Ethnosophy. International Journal of Cultural Research, 1 (50). 33–55. DOI: 10.52173/2079-1100_2023_1_33 DOI: 10.52173/2079-1100_2023_1_33 DOI: 10.52173/2079-1100_2023_1_33.АннотацияВ статье рассматриваются варианты современной мифологической картины мира, которая получает распространение среди населения Республики Алтай и проводником которой является национальная интеллигенция. Мифологическая картина мира, включающая элементы космологии и онтологии, является одним из проявлений мифологического сознания, характерного для части современной алтайской интеллигенции, сочетающей ее с научной картиной мира. Современная мифологическая картина мира, как правило, представлена не в виде самих мифов, а в текстах, которые их авторы называют «национальной философией», «региональной философией», «народной мудростью» и т. п., но которые корректнее было бы назвать этнософией. К этнософии относятся современные формы и проявления мифологического сознания, механизмы мифологизации в современном обществе и т. п. Алтайская этнософия отражает современный этап развития национального сознания алтайцев, прошедшего этапы религиозного (бурханизм) и художественного-поэтического осмысления своей идентичности. Современная мифологическая картина мира алтайцев включает представления как о вертикальномустройстве Вселенной (трехчастное деление мира), так и о горизонтальном устройстве (дуализм), которое полнее представлено в героических сказаниях(эпосе). Этнософская картина мира включает в себя и признаки религиозной онтологии, воспринимающей этические категории в качестве мировых начал,между которыми идет борьба. Мифологическая картина мира не означает воспроизведение древних мифологических представлений. Напротив, под видом возвращения к «подлинным» мифам она продуцирует новые или «правильные» мифы. Указывается, что распространение мифологической картины мира является элементом культивирования мифологического сознания среди местного населения, которое необходимо для дальнейшего усвоения других мифологических установок: во-первых, на присвоение достижений других культур, как правило древних (культурно-историческая мифология), вовторых, на принятие власти отдельных кланов (этнократические и политические мифы). Делается вывод, что распространение этнософских представлений является признаком локализации и архаизации культуры и обладает определенным конфликтнымпотенциалом. Представление об уникальности территории, проживающего на ней народа и его истории может перерасти в нарратив исключительности.Ключевые слова:этнософия Алтай национальное сознание идентичность мифологическое сознание мифологическая картина мира эпическая картина мира ethnosophy Altai national consciousness identity mythological consciousness mythological world picture epic world picture Рубрики: Смежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Малинов А. В., Куприянов В. А.Алтай в этнософской картине мира // Общество. Среда. Развитие. 2024. № 3 (72). С. 92–99.Сащенко Н. П.Идентификационные процессы в российском обществе // Вызовы пандемии и стратегическая повестка дня для общества и государства: социально-политическое положение и демографическая ситуация в 2021 году: [монография] / В. К. Левашов [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов, Г. В. Осипов, С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2021. С. 68-87.Сащенко Н. П.Рискогенный потенциал идентификационных процессов в российском сетевом сообществе // Третьи декабрьские социально-политические чтения «Как живешь, Россия?». Вызовы пандемии, парламентские выборы и стратегическая повестка дня для общества и государства: материалы науч.-практ. конф. (Москва, 24 декабря 2021 г.) / Отв. ред. В. К. Левашов; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2022. – С. 104-114.Сащенко Н. П.Трансформация социально-политических представлений: проблема национально-государственной идентичности // Пандемия как двигатель трансформации: глобальное, государственное и корпоративное управление. Материалы международной научно-практической конференции 25—26 мая 2020 года : сборник статей / кол. авторов ; под ред. В.И. Добросоцкого. — Москва : РУСАЙНС, 2020. C. 28-32.Сащенко Н. П.Трансформация российской идентичности: ценностное измерение // Социально-политические науки. 2023. Т. 13. № 4. С. 37–48.