Картина мира алтайской этнософии



Малинов А.В.
Картина мира алтайской этнософии // Международный журнал исследований культуры. – 2023. – № 1 (50). – С. 33–55.
ISSN 2079-1100
DOI: 10.52173/2079-1100_2023_1_33
EDN: JEXMZC
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=53698420

Размещена на сайте: 09.06.23

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Малинов А.В. Картина мира алтайской этнософии // Международный журнал исследований культуры. – 2023. – № 1 (50). – С. 33–55. DOI: 10.52173/2079-1100_2023_1_33. EDN: JEXMZC.
Malinov, A. (2023) The World Picture of Altai Ethnosophy. International Journal of Cultural Research, 1 (50). 33–55. DOI: 10.52173/2079-1100_2023_1_33 DOI: 10.52173/2079-1100_2023_1_33 DOI: 10.52173/2079-1100_2023_1_33.

Аннотация

В статье рассматриваются варианты современной мифологической картины мира, которая получает распространение среди населения Республики Алтай и проводником которой является национальная интеллигенция. Мифологическая картина мира, включающая элементы космологии и онтологии, является одним из проявлений мифологического сознания, характерного для части современной алтайской интеллигенции, сочетающей ее с научной картиной мира. Современная мифологическая картина мира, как правило, представлена не в виде самих мифов, а в текстах, которые их авторы называют «национальной философией», «региональной философией», «народной мудростью» и т. п., но которые корректнее было бы назвать этнософией. К этнософии относятся современные формы и проявления мифологического сознания, механизмы мифологизации в современном обществе и т. п. Алтайская этнософия отражает современный этап развития национального сознания алтайцев, прошедшего этапы религиозного (бурханизм) и художественного-поэтического осмысления своей идентичности. Современная мифологическая картина мира алтайцев включает представления как о вертикальномустройстве Вселенной (трехчастное деление мира), так и о горизонтальном устройстве (дуализм), которое полнее представлено в героических сказаниях(эпосе). Этнософская картина мира включает в себя и признаки религиозной онтологии, воспринимающей этические категории в качестве мировых начал,между которыми идет борьба. Мифологическая картина мира не означает воспроизведение древних мифологических представлений. Напротив, под видом возвращения к «подлинным» мифам она продуцирует новые или «правильные» мифы. Указывается, что распространение мифологической картины мира является элементом культивирования мифологического сознания среди местного населения, которое необходимо для дальнейшего усвоения других мифологических установок: во-первых, на присвоение достижений других культур, как правило древних (культурно-историческая мифология), вовторых, на принятие власти отдельных кланов (этнократические и политические мифы). Делается вывод, что распространение этнософских представлений является признаком локализации и архаизации культуры и обладает определенным конфликтнымпотенциалом. Представление об уникальности территории, проживающего на ней народа и его истории может перерасти в нарратив исключительности.

Ключевые слова:

этнософия Алтай национальное сознание идентичность мифологическое сознание мифологическая картина мира эпическая картина мира ethnosophy Altai national consciousness identity mythological consciousness mythological world picture epic world picture

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: