Социокультурные ориентации студентов Белгородской области с нетрадиционной религиозностью (социологический опыт)



Лютенко И.В.
Социокультурные ориентации студентов Белгородской области с нетрадиционной религиозностью (социологический опыт) // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 43-57.
ISSN 2408-9338
DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-4
EDN: CODIUD
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54149910

Размещена на сайте: 18.07.23

Текст статьи на сайте журнала URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/3121/ (дата обращения 18.07.2023)


Ссылка при цитировании:

Лютенко И.В. Социокультурные ориентации студентов Белгородской области с нетрадиционной религиозностью (социологический опыт) // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 43-57. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-4. EDN: CODIUD.
Lyutenko, I. V. (2023), “Sociocultural orientations of students of the Belgorod region with non-traditional religiosity (sociological experience)”, Research result. Sociology and management, 9 (2), 43-57. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-2-0-4.

Аннотация

Актуальность изучения феномена новых (нетрадиционных), религий и мистических учений обусловлена изменением религиозного ландшафта, который необходимо изучать с использованием новых методолого-методических разработок нетрадиционной религиозности. В статье рассмотрены результаты социологического исследования «Как живет Белгородчина», проведенного Отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов ИДИ ФНИЦ РАН. Объект исследования – студенческая молодежь, обучающаяся в четырех высших учебных заведениях Белгорода. В фокусе статьи-задача рассмотреть возможное воздействие мировоззренческих основ нетрадиционной религиозности на некоторые социокультурные установки студенческой молодежи Белгородской области. Для определения уровня нетрадиционной религиозности использовалась методика, основанная на методологических и методических принципах, позволяющая выделить группы респондентов с нетрадиционной религиозностью. Типологические группы «практикующие» и «непрактикующие» отбирались по результирующим показателям религиозного сознания и религиозного поведения. Результирующий показатель религиозного сознания состоит из показателей: нетрадиционной религиозной веры, интереса к нетрадиционным религиям и учениям, мотивации интереса к нетрадиционным и мистическим учениям. Результирующий показатель религиозного поведения: включенность в жизнедеятельность практик нетрадиционных религиозных учений, информированность о деятельности нетрадиционных религий и мистических учений, включенность в жизнедеятельность практик этих религий и учений. Интересующихся нетрадиционными религиозными учениями 40% от опрошенной молодежи. Из них 32% «практикующих» и 68% «непрактикующих». Микросреда влияет на мировозренческие позиции по отношению к религии, национальностям, конфессиям, миграции и др. У «практикующей» молодежи знакомых, родственников, друзей, изучающих или практикующих эти учения, значительно больше по сравнению с «непрактикующими» (30% и 10% соответственно). Следует отметить, что у молодых людей, включенных в практику нетрадиционных, восточных религий и учений, по всем основным показателям, более глубокая мотивация интереса к данным религиозным учениям. Результаты эмпирического анализа показали проявление воздействия нетрадиционной религиозности респондента на некоторые религиозные, национальные, этноконфессиональные, миграционные ориентации. Выявлено, что по отношению к религиозным организациям традиционных конфессий, «практикующие» относятся более скептично по сравнению с «непрактикующими». «Практикующие» более негативны в оценках РПЦ и мусульманских общин, больше отмечают клерикализацию» общественных отношений по сравнению с группой «непрактикующих». В сфере национальных отношений в типологической группе «практикующие», уровень толерантности к этноконфессиональным бракам немного выше, чем в группе «непрактикующие». В обеих группах большая часть респондентов относятся положительно к представителям других национальностей. Данные зафиксировали, что практически половина респондентов изъявили желание переехать в другие регионы России. В тоже время треть белгородцев в группах «практикующие» и «непрактикующие» планируют уехать навсегда из области. Причины миграции в обеих группах, в основном, профессионального характера: карьерный рост и повышение качества профессиональной деятельности. Молодежь в группе «практикующих» по всем показателям более мотивирована на переезд по сравнению с «непрактикующими». Увлечение нетрадиционными, восточными религиями и мистическими учениями у молодых белгородцев значительное, но в тоже время мало влияет на их жизнедеятельность, так как увлекаются этими религиозными учениями 40%, из них полностью включенных в практики этих учений только 5%.

Ключевые слова:

нетрадиционные религии восточные религии этноконфессиональные отношения миграция молодежь non-traditional religions eastern religions ethno-confessional relations migration youth

Рубрики:

Социология религии
Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации: