Особенности модели политической координации в сетевом обществе



Люблинский В.В.
Особенности модели политической координации в сетевом обществе // Трансформация политических отношений в сетевом обществе: [монография] / О. М. Михайленок, А. В. Брега,О. А. Воронкова [и др.] ; отв. ред. О. М. Михайленок ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. С. 106-125.

Глава из книги: Трансформация политических отношений в сетевом обществе: [монография] / О. М. Михайленок, А. В. Брега,О. А. Воронкова [и др.] ; отв. ред. О. М. Михайленок ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – 327 с.
ISBN 978-5-89697-411-6

Размещена на сайте: 15.09.23

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Люблинский В.В. Особенности модели политической координации в сетевом обществе // Трансформация политических отношений в сетевом обществе: [монография] / О. М. Михайленок, А. В. Брега,О. А. Воронкова [и др.] ; отв. ред. О. М. Михайленок ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. С. 106-125.

Аннотация

Важной задачей в исследовании сетевого общества остаётся объяснение сущности современной политики, логики принятия политических решений. Сфера политических отношений претерпевает значительные изменения, которые, в том числе, связаны с начавшимся сложным переходом к новому миропорядку. В свою очередь, это в полной мере актуализирует вопрос об их трансформации и на глобальном уровне. Особенность процесса в том, что современная политика – это отношения, которые приобретают характер преимущественно сетевых. И они регулируют (определяют, стимулируют, ограничивают) развитие этой сферы. В реальности большинство систем политической координации (иерархические или рыночные, формальные или неформальные) могут быть определены как сети. Однако в контексте глобального управления многие учёные рассматривают их как особый способ организации коллективных действий, коллективного творчества и коллективной ответственности. Развитие модели сетевых политических отношений потенциально могло бы трансформировать политику в массовое творчество, широко открывая «ворота политики» гражданам. Однако на практике, несмотря на открытость, такая организация политических отношений охватывает ограниченное число акторов. Она предполагает необходимость согласования позиций со всеми заинтересованными «узлами» сети, что бюрократизирует её и способно замедлять процесс принятия и реализации политических решений. Кроме того, за её пределами ни одна из представленных сторон не избавлена от внешнего давления и подчинения. Иерархия и подчинение никуда не уходят, а политические отношения отнюдь не преобразуются на новых началах, где главенствующую роль играли бы горизонтальные взаимодействия.. В технологическом плане они действительно трансформируются в направлении большей сбалансированности между традиционной иерархией бюрократической вертикали и взаимодействием по горизонтали, определённого усиления сетевого фактора. Но при этом, как свидетельствует мировой опыт последних десятилетий, власть и система государственного управления не становятся более чувствительными к проблемам общества и интересам граждан. Главное «приобретение» общества от такой модели политической координации состоит в том, что сами граждане «воз буждаются» по поводу различных политических проблем и инициатив, становятся политически более активными. И этому способствует развитие сетевых обществ, цифровых технологий и Интернета. Посредническая роль политических партий с их идеологией и программами в определённой степени угасает, отчасти освобождая место для новых форм политической борьбы по конкретным вопросам социально-экономического и политического развития. .По сути, в характере социально-политических отношений мало что меняется. Сетевизация и цифровизация – не более чем факторы технологические, они не могут сделать отношения более результативными и справедливыми, ибо в них доминируют эгоистические интересы. Поэтому на первый план в современных условиях выходят вопросы, связанные с изменением баланса институтов развития, расширением и усилением социальной роли государства.

Ключевые слова:

сетевое общество политическая координация социально-политические отношения государство демократия иерархии институты развития справедливость network society political coordination socio-political relations state democracy hierarchies development institutions justice

Рубрики:

Политическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: