Стратегии формирования благополучия студенческих семей (по результатам глубинного интервью)



Ростовская Т.К., Васильева Е.Н.
Стратегии формирования благополучия студенческих семей (по результатам глубинного интервью) // Logos et Praxis. 2023. Т. 22. № 2. С. 67-80.
ISSN 2587-9715
DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.2.8
EDN: TMTYQC
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54623029

Размещена на сайте: 16.10.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://psst.jvolsu.com/index.php/ru/archive-ru/440-logos-et-praxis-2023-tom-22-2/sotsiologiya-i-sotsialnye-tekhnologii/1754-rostovskaya-t-k-vasileva-e-n-strategii-formirovaniya-blagopoluchiya-studencheskikh-semej-po-rezultatam-glubinnogo-intervyu (дата обращения 16.10.2023)


Ссылка при цитировании:

Ростовская Т.К., Васильева Е.Н. Стратегии формирования благополучия студенческих семей (по результатам глубинного интервью) // Logos et Praxis. 2023. Т. 22. № 2. С. 67-80. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.2.8. EDN: TMTYQC.
Rostovskaya T.K.,Vasilieva E.N. Strategies for forming the well-being of student families (by the results of in-depth interview). Logos et Praxis. 2023. Vol. 22. No 2. Pp. 67-80. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2023.2.8.

Аннотация

Методологическая база исследования выстроена в рамках понимающей социологии и теории социального действия М. Вебера. В работе раскрыто содержание концепции благополучной молодой семьи, выделены параметры благополучия студенческой семьи. Эмпирическая база исследования - данные глубинного интервью (n = 80), проведенного с членами студенческих семей из 10 регионов России. Для обработки полученных результатов использовались метод «обоснованной теории» и методика реконструкции жизненного пути семьи. Основная задача исследования - выявление стратегий формирования благополучия российских студенческих семей для реализации брачного и репродуктивного поведения, а также систематизация проблем, влияющих на снижение благополучия. Основная проблема - это материальные трудности студенческих семей. Социально-экономический статус студенческой семьи зависит от многих условий - статуса родительской семьи супругов, возраста супругов, готовности и возможности совмещать работу и учебу, наличия у молодой семьи отдельного жилья или ресурсов для его аренды. Кроме материальных проблем, у студентов, состоящих в браке, возникают психологические трудности адаптации к новым ролям, а при рождении детей - необходима доступная и качественная медицинская помощь, помощь в уходе за ребенком, включение образовательных организаций в разработку индивидуального плана обучения. Репродуктивные ориентации студенческих семей соответствуют практикам целерационального и ценностно-рационального поведения (за исключение случаев незапланированной беременности), так как рождение детей сопряжено с ответственностью. Выявлено, что на стратегии формирования благополучия студенческих семей влияют: 1) сценарии развития добрачных отношений: трансформация детско-юношеских романтичных отношений, детско-юношеской любви в брачные отношения; эффективная совместная деятельность, общие ценности как основа заключения брака; знакомство в компании друзей, на работе; знакомство через социальные сети; «влияние родителей», «необходимость юридического закрепления отношений», «ответственность за внеплановую беременность»; 2) репродуктивные установки членов супружеских семей; 3) меры семейно-демографической политики, реализуемой в регионе, и ресурсы образовательных организаций для эффективной помощи молодой семье.

Ключевые слова:

демографическая ситуация молодая семья студенческая семья меры поддержки стратегии брачного и репродуктивного поведения глубинное интервью demographic situation young family student family support measures strategies of marital and reproductive behavior in-depth interview

Рубрики:

Социология семьи



Возможно, вам будут интересны другие публикации: