Чат-боты - современная реальность консультирования в медицине Аксёнова Е.И., Медведева Е.И., Крошилин С.В.Чат-боты - современная реальность консультирования в медицине // Здравоохранение Российской Федерации. – 2023. – Т. 67. – № 5. – С. 403-410.ISSN 0044-197XDOI: 10.47470/0044-197X-2023-67-5-403-410EDN: LBJWTXРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54763720Размещена на сайте: 15.11.23 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Аксёнова Е.И., Медведева Е.И., Крошилин С.В. Чат-боты - современная реальность консультирования в медицине // Здравоохранение Российской Федерации. – 2023. – Т. 67. – № 5. – С. 403-410. DOI: 10.47470/0044-197X-2023-67-5-403-410. EDN: LBJWTX.Aksenova E.I., Medvedeva E.I., Kroshilin S.V. Chatbots is the modern reality of consulting in medicine. Health care of the Russian Federation. 2023;67(5):403-410. (In Russ.) https://doi.org/10.47470/0044-197X-2023-67-5-403-410. EDN: lbjwtx DOI: 10.47470/0044-197X-2023-67-5-403-410.АннотацияВведение. В медицине активно внедряются современные цифровые новации и технологии искусственного интеллекта. Сейчас чат-боты способны предоставлять консультационные услуги и записывать на приём пациентов, ставить диагноз. Чат-боты могут существенно повысить эффективность и точность выявления симптомов, оказывать содействие в дистанционном биомониторинге. Развитие таких технологий в российском здравоохранении может существенно повысить качество обслуживания и удовлетворённость пациентов. Цель — изучить возможности развития и направления реализации чат-ботов на основе технологий искусственного интеллекта в медицине и оценить потенциал их применения. Материал и методы. Исследование проспективное, включает анализ вторичной информации и проведение экспертного интервью, посвящённого вопросам, связанным с развитием, практикой применения, распространением чат-ботов. Результаты. Современные чат-боты могут отвечать на «рутинные» вопросы, подсказывать направления лечения на основе симптоматики, давать рекомендации по ведению здорового образа жизни. Опрос показал, что большинство экспертов уже сейчас видят необходимость внедрения чат-ботов в медицине. Основными преимуществами являются получение «мгновенного» ответа и экономия времени пациентов. В качестве недостатков применения чат-ботов могут быть неверные трактовка запросов пользователя и интерпретация информации пациентами. Эксперты видят риски в ошибочной постановке диагноза и в мере ответственности. Ограничение исследований. Материалы исследования ограничены результатами экспертного опроса, проведённого в 2023 г., и количественно-качественными характеристиками опрашиваемых, которые отвечали требованиям, предъявляемым к экспертам. Выводы. Чат-боты в области здравоохранения стали уже реальностью в консультировании и предоставлении необходимой медицинской информации. Благодаря развитию информационных технологий чат-боты способны обрабатывать значительные объёмы данных, получаемых от пациентов, быстро и точно находить ответы, оказывать информационную поддержку, устанавливать предварительный диагноз. Такие решения способны снизить нагрузку на медицинских работников и повысить удовлетворённость пациентов. Соблюдение этических стандартов. Для проведения данного исследования не требовалось заключения комитета по биомедицинской этике (исследование выполнено на общедоступной информации и данных, полученных в результате экспертных интервью).Ключевые слова:чат-боты в медицине искусственный интеллект организация здравоохранения информационно-коммуникационные технологии в медицине медицинское обслуживание социально-экономические проблемы chatbots in medicine artificial intelligence healthcare organization information and communication technologies in medicine medical care socio-economic problems Рубрики: Экономическая социологияСоциология медициныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Крошилин С. В., Медведева Е. И., Макар С.В.Искусственный интеллект в медицинских чат-ботах: векторы развития // Дискуссия. – 2023. – № 3(118). – С. 116-126.Медведева Е. И., Крошилин С. В.Новые медицинские технологии: гендерные различия восприятия телемедицины // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. – 2023. – № 3. – С. 79-86.Крошилин С. В., Медведева Е. И.Гендерные особенности использования информационно-коммуникационных технологий // Гендерная панорама современной России [монография] / В. Г. Доброхлеб [и др.]; отв. ред. В. Г. Доброхлеб, З. А. Хоткина, М. В. Беликова; ФНИСЦ РАН. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. С. 119-141.Медведева Е. И., Крошилин С. В.Возможности использования зарубежного опыта сопровождения полиморбидных пациентов в российском здравоохранении // Здоровье мегаполиса. – 2022. – Т. 3. – № 4. – С. 54–65.Медведева Е. И., Крошилин С. В.Трансформация процесса управления кадрами: рестайлинг обязанностей немедицинских работников // Здоровье мегаполиса. – 2023. – Т. 4, № 2. – С. 60-72.