Включенность населения в социальное пространство управления регионов как фактор территориального неравенства Шилова В.А., Гусейнова К.Э.Включенность населения в социальное пространство управления регионов как фактор территориального неравенства // Вопросы управления. 2023. Т. 17, № 6. С. 84-98.ISSN 2304-3369DOI: 10.22394/2304-3369-2023-6-84-98EDN: XWRNRQРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=59405321Размещена на сайте: 11.01.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://journal-management.com/issue/2023/06/06 (дата обращения 11.01.2024)Ссылка при цитировании:Шилова В.А., Гусейнова К.Э. Включенность населения в социальное пространство управления регионов как фактор территориального неравенства // Вопросы управления. 2023. Т. 17, № 6. С. 84-98. DOI: 10.22394/2304-3369-2023-6-84-98. EDN: XWRNRQ.Shilova, V. A., & Guseynova, K. E. (2023). Population involvement in the social space of regional governance as a factor of territorial inequality. Management Issues, 17(6), 84–98. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2023-6-84-98. DOI: 10.22394/2304-3369-2023-6-84-98.АннотацияВведение. В статье рассматривается включенность населения в реализацию национальных проектов как один из факторов, детерминирующих социальное территориальное неравенство в регионах России. Каждый субъект анализируется в качестве отдельного социального пространства, акторами (участниками) которого выступают органы власти и население. Рассмотрены подходы как отечественных, так и зарубежных авторов к пониманию сущности социального пространства, его возможностей и ограничений. Методология и методы. Материалы, представленные в статье, были получены в результате вторичной концептуализации данных массового опроса, проведенного в 2019-2021 гг. в 12 регионах РФ по гранту РНФ «Академический проект: управляемость процессов социального группообразования в регионах с разным уровнем социокультурной модернизации и поддержка населением стратегии развития РФ до 2024 года». В качестве основы методологии исследования была взята типология регионов по уровню их социокультурной модернизации, разработанной в Китайской академии наук и адаптированной ЦИСИ ИФ РАН. В статье предложено рассмотрение оценки включенности населения в национальные проекты (как фактора регионального неравенства): 1) в разрезе социальнодемографических характеристик респондентов; 2) обеспокоенности недостатками системы управления и 3) удовлетворенности жизнью в регионе. Результаты и выводы. Исследование проводилось в 3 этапа. На первом были установлены социально-демографические характеристики социальных групп, выражающих желание либо нежелание принять участие в разработке стратегических программ. Обнаружена связь между готовностью к участию и 1) возрастом, 2) образованием, 3) характером трудовой деятельности, 4) уровнем социокультурного развития региона, в котором проживает респондент. На втором этапе была произведена группировка недостатков системы управления на основе данных массового опроса. Выявив признаки, вызывающие наименьшее и наибольшее беспокойство у населения, авторы перешли к анализу средних оценок для четырех выделенных групп, выразивших полное/частичное согласие или несогласие принять участие в национальных проектах. В результате была установлена связь между беспокойством жителей относительно недостатков системы управления и готовностью к участию в нацпроектах. При этом наибольшая сензитивность наблюдается в оценках проблем, связанных с коррупцией в органах власти. На третьем этапе были подтверждены данные о существовании связи между обеспокоенностью населения, вызванной наличием коррупционных проблем, и низкой удовлетворенностью от проживания в том или ином регионе.Ключевые слова:социальное неравенство социальное пространство включенность субъектность регионы человеческий капитал национальные проекты social inequality social space involvement subject identity regions human capital national projects Рубрики: Социология управленияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Регулирование межрегионального неравенства: от диагностики к моделированию : [монография] / А. А. Мерзляков [и др.]; отв. ред. А. А. Мерзляков. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – 272 с.Гусейнова К. Э.Социальное пространство территорий как фактор регионального неравенства // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2022. Т. 15, № 6. С. 121–133.Гусейнова К. Э.Проблема организации коммуникативного пространства российских регионов в условиях реализации национального проекта «Наука» // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, No 4. С. 169-183. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-4-0-10Валиахметов Р. М.Развитие человеческого потенциала Республики Башкортостан в контексте национальных проектов России // XXII Уральские социологические чтения. Национальные проекты и социально-экономическое развитие Уральского региона : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 17–18 марта 2020 г.) / [под общ. ред. Ю.Р. Вишневского, М.В. Певной] ; Мин-во науки и высш. образования РФ.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. С. 82-85.Гусейнова К. Э.Проблемы организации социального пространства регионов как фактор организации социального неравенства // Регулирование межрегионального неравенства: от диагностики к моделированию : [монография] / А. А. Мерзляков [и др.]; отв. ред. А. А. Мерзляков. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – C. 63-87.