Теория морали и начала общественных наук: понятие совести у И. Канта и в прозе Е. Д. Айпина Ноговицин О.Н.Теория морали и начала общественных наук: понятие совести у И. Канта и в прозе Е. Д. Айпина // Вестник угроведения. 2023. Т. 13. № 4 (55). С. 787–797.ISSN 2587-9766 DOI: 10.30624/2220-4156-2023-13-4-787-797EDN: CGVYMAРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=62755286Размещена на сайте: 14.01.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://vestnik-ugrovedenia.ru/ru/content/теория-морали-и-начала-общественных-наук-понятие-совести-у-и-канта-и-в-прозе-е-д-айпина (дата обращения 14.01.2023)Ссылка при цитировании:Ноговицин О.Н. Теория морали и начала общественных наук: понятие совести у И. Канта и в прозе Е. Д. Айпина // Вестник угроведения. 2023. Т. 13. № 4 (55). С. 787–797. DOI: 10.30624/2220-4156-2023-13-4-787-797. EDN: CGVYMA.Nogovitsin O.N. : Theory of morality and the origins of social sciences: the concept of conscience by I. Kant and in the prose by Ye. D. Aypin. Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies. 2023; 13 (4/55): 787–797. DOI: 10.30624/2220-4156-2023-13-4-787-797.АннотацияВведение. Концептуализация понятия совести в идеалистических социофилософских концепциях конца XVIII — первой половины XIX вв., послужила одним из теоретических оснований формирования общественных наук. В статье кантовская концепция универсального понятия совести оценивается в сравнении с традиционным понятием совести в том виде, в каком оно предстает в прозе Е. Д. Айпина и в современных научных исследованиях общества хантов. Цель статьи: сопоставление либеральной концепции развития исторического процесса из моральных задатков человеческой природы (совести) и традиционного понятия совести как основы существования коллектива. Материалы исследования: корпус сочинений Канта, представляющих его теорию морали, религии и права, литературные сочинения Е. Д. Айпина и материалы этнологических и лингвистических исследований культуры хантов. Результаты и научная новизна. Либеральная теория общества И. Канта концептуализирует разрыв между традиционным понятием морали и религии, в котором задатки моральности подавляются системой религиозных предрассудков и суеверий, и либеральной современностью, основанной на универсальном понятии морали, в центре которого он ставит понятие совести в качестве средства абсолютного оправдания человеческой деятельности. Такой образ «чистой совести» прямо противоположен традиционному понятию о совести. Литературный вариант моральной рефлексии, представленной в прозе Е. Д. Айпина, свидетельствует не о чистой совести и политическом проекте реализации в мире ее потенций, а о совести больной, т.е. озабоченной реальными нуждами отдельных людей и народа в целом. Научная новизна исследования состоит в том, что понятие совести у И. Канта впервые исследуется в сравнительной перспективе с анализом традиционного понятия совести, представленным у Е.Д. Айпина и в культуре хантов.Ключевые слова:теория либерализма право моральная религия совесть традиционное общество ритуал миф theory of liberalism law moral religion conscience traditional society ritual myth Рубрики: История и теория социологииПолитическая социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ноговицин О. Н.Диалектика совести в метафизике Канта: либерализм и моральный закон // Диалектика в истории философии и культуры / Отв. ред. А. Н. Муравьев, А. А. Иваненко. — СПб.: Издательство «Умозрение», 2023. С. 145-181.Ноговицин О. Н.Кантовское обоснование либерализма как социальная теория: война, право, мораль // Filozofija i društvo. 2022. Т. 33. № 4. С. 715–748. Ноговицин О. Н.Возвышенное и либеральная политика: к генеалогии либеральной политико-эстетической чувственности в социальной метафизике Канта // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2023. Т. 24. Вып. 3 (1). С. 81-103.Лёшев В.А.Генезис исторической и моральной религии в учении Иммануила Канта // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 196-203.Мчедлова М. М.Государство и религиозные организации: новые сферы и формы взаимодействия // Современная модель отношений религиозных организаций и государства: российский и мировой опыт: материалы научно-практической конференции. М.: Юрист, 2017 – 162 с. С. 139-149.