Как обеспечить стыковку социологического образования и рынка труда: кейс разработки профессионального стандарта социолога
Чепуренко А.Ю., Бершадская М.Д.
Как обеспечить стыковку социологического образования и рынка труда: кейс разработки профессионального стандарта социолога // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 4. С. 312-331.
ISSN 2219-5467
DOI: 10.14515/monitoring.2022.4.2193
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=50156924
Размещена на сайте: 29.01.24
Ссылка при цитировании:
Chepurenko A.Yu., Bershadskaya M.D. (2022) Sociological Education and the Labor Market: The Professional Standard of a Sociologist as the Basis for Updating Higher Sociological Education Programs. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 4. P. 312-331. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.4.2193. (In Russ.) DOI: 10.14515/monitoring.2022.4.2193.
Аннотация
В статье на примере разработки профессионального стандарта «Социолог: специалист по проведению фундаментальных и прикладных социологических исследований» продемонстрировано, с какими проблемами и вызовами столкнулись профессиональные сообщества исследователей рынка и представители социологического образования при подготовке проекта профессионального стандарта социолога и почему именно такой бюрократический документ, как профстандарт, может стать искомой формой стыковки между требованиями рынка труда к профессии социолога и образовательными результатами социологических программ вузов. Авторы описывают конкретный кейс самоорганизации индустрии исследований рынка и вузовского сообщества для создания профессионального стандарта; показывают принципы и характеризуют практику деятельности совместной группы представителей индустрии и вузов, разработавшей профессиональный стандарт социолога, а также ключевые решенные ею задачи. Работа раскрывает направления актуализации программ высшего социологического образования для более полного учета сферой образования запросов рынка труда. В заключении сформулированы ближайшие задачи профессионального сообщества и вузов по разработке методики оценки достижения компетенций, заявленных в образовательной программе, исходя из карты компетенций профстандарта.
Ключевые слова:
высшее образование социология образовательные программы рынок труда профессиональный стандарт компетенции трудовые функции, Россияhigher education Sociology educational programs labor market professional standard competences labor functions RussiaРубрики:
Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Cherednichenko G. The Educational and Professional Trajectories of Working Young People // Russian Education and Society. 2012. Vol. 54. Issue 11. Pages: 34-52. URL: http://www.tandfonline.com/toc/mres20/54/11?nav=tocList
- Константиновский Д. Л., Попова Е. С.
Среднее vs высшее // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 6–26. - Cherednichenko G.A. Educational Trajectories of Youth: Researches and Main Results // The Futures We Want: Global Sociology and the Struggles for a Better World. View from Russia [Electronic resource]: collected papers. The 3rd ISA Forum of Sociology The Futures We Want: Global Sociology and the Struggles for a Better World / Editor-in-Chief V.Mansurov. -electronic data- Moscow: RSS, 2016. – Pp. 140-153. 1 СD ROM; 12 sm - system requirements: Windows XP/Vista/7/10 - Title from disk label.
- Ростовская Т. К., Шабунова А. А., Давлетшина Л.А.
Демографическое образование в современной России: противоречия потребностей и возможностей // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15. № 2. С. 55–72. - Чередниченко Г. А.
Выпускник на рынке труда (по материалам опроса Росстата) // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 4 (39). С. 96-108.