Факторы упругости малого предпринимательства в условиях внешних шоков в России (по данным лонгитюдного исследования) Егорова А.И., Чепуренко А.Ю.Факторы упругости малого предпринимательства в условиях внешних шоков в России (по данным лонгитюдного исследования) // Российский журнал менеджмента. 2022. Т. 20. № 2. С. 172-197.ISSN 1729-7427DOI: 10.21638/spbu18.2022.202РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=50279220Размещена на сайте: 31.01.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://rjm.spbu.ru/article/view/14030 (дата обращения 31.01.2024)Ссылка при цитировании:Егорова А.И., Чепуренко А.Ю. Факторы упругости малого предпринимательства в условиях внешних шоков в России (по данным лонгитюдного исследования) // Российский журнал менеджмента. 2022. Т. 20. № 2. С. 172-197. DOI: 10.21638/spbu18.2022.202.Egorova A.I., Chepurenko A.Yu. Factors of the response resilience of small businesses in Russia to external shocks: analysis of longitudinal study data. Rossiysky zhurnal menedzmenta, 2022, Vol. 20, No. 2, pp. 172-197 (in Russ.) DOI: 10.21638/spbu18.2022.202.АннотацияЦель исследования: в исследовании проанализировано влияние ряда факторов разного характера на финансово-экономическую «упругость» (resilience) бизнеса российских малых предпринимателей в период внешних шоков (пандемия COVID-19, ситуация вокруг Украины). Методология исследования: эмпирической базой исследования являются данные пяти волн лонгитюда малого бизнеса Института Фонда «Общественное мнение» (количество респондентов — 750 человек), реализуемого в 2021–2022 гг. Для анализа панельных данных выбран метод мультиномиальной логистической регрессии с фиксированными эффектами (FE-model). Результаты исследования: в статье содержится ряд выводов, в соответствии с которыми возраст бизнеса не является значимым фактором, объясняющим степень упругости реакции бизнеса на внешние шоки; чем масштабнее рынок, тем выше вероятность того, что бизнес окажется либо устойчиво развивающимся даже в период шоков, либо проявит упругую реакцию на неблагоприятные внешние воздействия; добровольная мотивация чаще способствует упругости, чем вынужденная, и, как правило, присуща тем предпринимателям, бизнес которых оказался невосприимчив к внешним шокам; применение инновационных решений не всегда приводит к повышению упругости бизнеса в период возникновения внешних шоков — во всяком случае, на материалах панели респондентов проекта это не просматривается. Оригинальность и вклад авторов: настоящая статья — это первая попытка дифференцировать несколько факторов, которые, по-видимому, могут повлиять на устойчивость малых и средних предприятий к внешним шокам в динамике, на данных лонгитюда, а не одномоментного исследования. Обнаружилось, что ни возраст бизнеса, ни использование инновационных решений не оказывают на него пролонгированного влияния. Кроме того, доля упругих предприятий, возглавляемых предпринимателями, движимыми возможностью увеличить свой доход, аналогична их доле среди вынужденных предпринимателей, в то время как среди предпринимателей, стремящихся к улучшениям (improvement driven entrepreneurs), она намного выше. Наконец, вывод о том, что объем рынка положительно связан с упругостью в условиях шоков, подтверждает важность изучения влияния объема деятельности бизнеса на его стабильные показатели. Ограничения связаны со сравнительно коротким сроком наблюдения за хозяйственным поведением респондентов (июль 2021 г. — июль 2022 г.).Ключевые слова:малое предпринимательство факторы упругости пандемия COVID-19 лонгитюдное исследование количественный анализ Россия small entrepreneurship resilience factors pandemic COVID-19 longitudinal survey quantitative analysis Russia Рубрики: Экономическая социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Левашов В. К., Анищенко А.В., Шушпанова И. С.Государственные меры поддержки предпринимательства в России в период пандемии COVID-19 // Пандемия COVID-19: Вызовы, последствия, противодействие: [монография] / А.В. Торкунов, С.В. Рязанцев, В.К. Левашов [и др.]; Под ред. А.В. Торкунова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова; вступ. слово А.В. Торкунова. — М.: Издательство Аспект Пресс, 2021. С. 236-243.Левашов В. К., Анищенко А.В., Шушпанова И. С.Государственная поддержка системообразующих предприятий в России в период пандемии COVID-19 // Пандемия COVID-19: Вызовы, последствия, противодействие: [монография] / А.В. Торкунов, С.В. Рязанцев, В.К. Левашов [и др.]; Под ред. А.В. Торкунова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова; вступ. слово А.В. Торкунова. — М.: Издательство Аспект Пресс, 2021. С. 229-236.Чепуренко А. Ю., Галицкий Е.Б., Ослон А.А.Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19: первые данные лонгитюдного исследования // Общественные науки и современность. 2023. № 2. С. 90–110.Земцов С.П., Чепуренко А. Ю., Михайлов А.Вызовы пандемии для технологических стартапов в регионах России // Форсайт. 2021. Т. 15. № 4. С. 61-77.Ryazantsev, S. V., Molodikova, I. N., Bragin, A. D. The effect of COVID-19 on labour migration in the CIS. Baltic Region, 2020, Vol. 12, no. 4, pp. 10—38. doi: 10.5922/2078-8555-2020-4-2