Человек в цифровой среде: к проблеме городского и регионального развития Адамьянц Т.З.Человек в цифровой среде: к проблеме городского и регионального развития // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 2. С. 9-20.ISSN 2408-9338DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-2-0-2EDN: BMHFXVРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=67959443Размещена на сайте: 05.07.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://rrsociology.ru/journal/annotation/3463/ (дата обращения 05.07.2024)Ссылка при цитировании:Адамьянц Т.З. Человек в цифровой среде: к проблеме городского и регионального развития // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 2. С. 9-20. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-2-0-2. EDN: BMHFXV.Adamyants, T. Z. (2024), “A person in a digital environment: on the problem of urban and regional development”, Research Result. Sociology and Management, 10 (2), 9-20. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-2-0-2. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-2-0-2.АннотацияВ статье поднимается проблема социальной целесообразности комплексного подхода к задачам городского и регионального развития. По мнению автора, такой подход должен включать не только совершенствование жизненной среды современного человека благодаря широкому распространению информационно-коммуникационных технологий, но и совершенствование менталитета самих людей, проживающих в так называемых «умных» городах, поселках, сёлах и прочих населенных пунктах. С одной стороны, результатом тотальной цифровизации и прихода искусственного интеллекта оказалось большое число преференций для каждого жителя, в числе которых новые, более комфортные условия труда, отдыха, решения бытовых и прочих проблем, неограниченные возможности получения информации, самостоятельного творчества и проявления личностных позиций. С другой стороны, каждый человек встречается, независимо от места его проживания, с большим числом ментальных провокаций, содержащихся в глобальном социокультурном пространстве и направленных на качественные изменения в «картинах мира» (системе ценностей) наших соотечественников. Учитывая обозначенную дихотомию, совершенствование (условного) менталитета «умных» городов, поселков, сел и т.д. должно сопровождаться совершенствованием менталитета и поживающих в них людей. Актуальность проблемы и ее решения обусловлена ведущимися в современном социокультурном пространстве информационно-смысловыми войнами. Наши соотечественники должны обладать навыками адекватного понимания глубинных смыслов в воспринимаемых ими произведениях, материалах, сайтах, блогах, фильмах, рекламе и т.д., уметь принимать взвешенные самостоятельные решения, не оказываясь при этом «жертвами» технологий воздействия и манипулирования. Факт формального приобщения человека к миру цифры проблемы не решает. В статье приводятся данные серии комплексных исследований с использованием метода интенционального (мотивационно-целевого) анализа о разном уровне (качестве) понимания смысловых доминант среди респондентов, являющихся постоянными пользователями Интернета. Показательно, что социально значимые характеристики представителей группы с высоким уровнем понимания глубинных смыслов (группа адекватного понимания) оказались более выигрышными по сравнению с аналогичными характеристиками респондентов, такими навыками не обладающими. Критерием содержащихся здесь выводов и оценок оказалось соответствие исследовательских данных задачам гармоничного развития, эффективной социализации и социальной адаптации наших соотечественников.Ключевые слова:городское и региональное развитие человек цифровая среда умный город понимание смысл семиосоциопсихология мотивационно-целевой анализ навыки понимания социализация социальная адаптация urban and regional development human digital environment smart city understanding meaning semiosociopsychology understanding skills intentional (motive-target) analysis socialization social adaptation Рубрики: Социология управленияСоциология коммуникацийВозможно, вам будут интересны другие публикации:Адамьянц Т. З.По следам ментальных процессов // Человек. 2016. №4. С.165-171.Адамьянц Т. З.Понимание и взаимопонимание как особый вид коммуникативной деятельности (к проблеме социализации и адаптации) // Мир психологии. 2020. №2. С. 78-88.Адамьянц Т. З.Умные люди для умных городов (в свете идей Т. М. Дридзе) // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 1. С. 17-26.Адамьянц Т. З.Понимание в сфере социальной коммуникации как ментальная технология // Человек. – 2023. – T. 34. – № 1. C. 51-67. URL: https://chelovek-journal.ru/s023620070024827-6-1/.Адамьянц Т. З.Осторожно: смысловые атаки! // Человек. 2015. №4. С. 77-83.