Высшее и среднее профессиональное образование: роль доверия в формировании образовательной и профессиональной траектории Кузнецов И.С.Высшее и среднее профессиональное образование: роль доверия в формировании образовательной и профессиональной траектории // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 123–143.ISSN 0869-3617DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-123-143EDN: GANCYEРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=67208146Размещена на сайте: 29.07.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/4932 (дата обращения 29.07.2024)Ссылка при цитировании:Кузнецов И.С. Высшее и среднее профессиональное образование: роль доверия в формировании образовательной и профессиональной траектории // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 123–143. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-123-143. EDN: GANCYE.Kuznetsov, I.S. (2024). Vocational and Higher Education: The Role of Trust in the Formation of Educational and Professional Trajectory. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 33, no. 4, pp. 123-143, doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-123-143 (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-123-143.АннотацияЦелью данной статьи является сравнение высшего и среднего профес- сионального образования по влиянию доверия студентов на формирование их образова- тельной и профессиональной траектории после окончания обучения. В последнее вре- мя наметились значимые изменения в жизненных маршрутах молодых людей, одним из которых является перераспределение потоков абитуриентов: охват молодёжи по программам подготовки специалистов среднего звена превысил охват программами высшего образования. На этом фоне возрос интерес к изучению различных факторов, влияющих на специфику построения траекторий в высшем и среднем профессиональном образовании. Между тем доверию как возможному предиктору уделяется недостаточ- ное внимание. Данный феномен позитивно влияет на разные аспекты образования (на успеваемость, удовлетворённость, лояльность образовательной организации и про- чее), которые способны непосредственно или опосредовано обуславливать выбор даль- нейшего жизненного пути. На материале социологического опроса студентов высшего и среднего профессионального образования анализируется роль доверия в построении тра- екторий молодых людей. В частности, показано, что в высшем образовании, в отличие от среднего профессионального, доверие студентов к однокурсникам, преподавателям и администрации чаще влияет на их планы относительно выбора образовательных и профессиональных траекторий после окончания обучения. Однако подобное влияние за- висит от субъекта доверия и от намеченной траектории. Ключевые слова:доверие студентов доверие к преподавателям доверие к администрации среднее профессиональное образование высшее образование образовательная траектория профессиональная траектория student trust trust in teachers trust in management vocational education higher education educational trajectory professional trajectory Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Кузнецов И. С.Доверие студентов и их образовательная траектория после окончания вуза // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №1. С. 110-129.Кузнецов И. С.Детерминанты доверия в высшем образовании // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 9–31.Кузнецов И. С.Доверие как способ выбора образовательной траектории в условиях неопределенности // Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург) [Электронный ресурс] / отв. ред. Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова. – Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. С. 236-240. (CD ROM).Прошкова З. В.Социально-экономическое и семейное обеспечение образовательного пути в России // Экономика и социология. 2019. № 1 (41). С. 21-25.Константиновский Д. Л.Современные вызовы рынка труда и российская молодёжь // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. 2019. Вып. 4. С. 272-281.