Китайские рабочие на строительстве КВЖД 1898-1900 гг. Дацышен В.Г.Китайские рабочие на строительстве КВЖД 1898-1900 гг. // Проблемы Дальнего Востока. 2024. № 1. С. 109-124.ISSN 0131-2812DOI: 10.31857/S0131281224010095EDN: OULZNPРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=67921388Размещена на сайте: 15.08.24 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Дацышен В.Г. Китайские рабочие на строительстве КВЖД 1898-1900 гг. // Проблемы Дальнего Востока. 2024. № 1. С. 109-124. DOI: 10.31857/S0131281224010095. EDN: OULZNP.Datsyshen V.G. Chinese workers at the construction of the Chinese Eastern Railway 1898-1900. Far Eastern Affairs. 2024. No. 1. P. 109-124. DOI: 10.31857/S0131281224010095.АннотацияВ российской историографии строительства Китайской Восточной железной дороги сложилась традиция изучения вклада россиян в строительство дороги и города Харбина. Однако наряду с русскими здесь работали китайцы, которые с первых дней строительных работ составляли большинство рабочих. Опираясь на свидетельства русских строителей КВЖД и первых исследователей дороги, восстанавливается историческая картина участия китайцев в строительстве дороги и города Харбина, выявляется комплекс вопросов и проблем, связанных с привлечением китайцев на стройку, организацией работ, взаимоотношением представителей двух народов и государств. Для работы привлечены как опубликованные материалы, так и документы, хранящиеся в архивных фондах России и США, документы русского и китайского происхождения. Хронологические рамки исследования ограничены первым этапом строительства Китайской Восточной железной дороги (1898 — начало 1900 гг.). Первые китайские рабочие прибыли на место строительства с русскими инженерами или были набраны на месте. Затем было набрано и отправлено на строительные работы несколько десятков тысяч китайцев, в подавляющем большинстве посредством больших контрактов, заключенных в провинциях Шаньдун и Чжили (Хэбэй). Первым и самым значимым китайским подрядчиком, организовавшим поставку рабочих и организацию их работ, был предприниматель Цай Ляньби, сотрудничавший с начальником строительства инженером А.И. Юговичем. Первый опыт русско-китайского взаимодействия на строительстве КВЖД был сложным и противоречивым, однако в целом он был успешным, что и обусловило будущее плодотворное русско-китайское взаимодействие на КВЖД на протяжении нескольких десятилетий.Ключевые слова:Китайская Восточная железная дорога китайские рабочие Харбин Цай Ляньби строительство КВЖД Chinese Eastern Railway Chinese workers Harbin Cai Lianbi construction of the CER Рубрики: Смежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Дацышен В. Г., Ван ВэйЗначение Харбинской ярмарки для становления сотрудничества российских регионов с Китаем в 1990-х гг. // Современная научная мысль. 2022. № 5. С. 207-212.Макеева С. Б.История развития китайского города Харбин в системе межмуниципального сотрудничества с Россией (1993 г. по настоящее время) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 483. С. 121-129.Макеева С. Б.Регионально-демографическое развитие города Харбин (1949-1990) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2023. № 3 (76). С. 121–128.Дацышен В. Г.Армии Дин Чао и Ли Ду в борьбе с японской агрессией. Из предыстории Второй мировой войны // Исторические события в жизни Китая и современность. Вып. VII. Проблемы новой и новейшей истории Китая / отв. ред., сост. Н.Л. Мамаева. – М.: ИКСА РАН, 2022. С. 113-129.Макеева С. Б.Роль внутренней трудовой миграции в истории Дацинского нефтяного месторождения (1949–1978 годы) // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 23, № 4. С. 5–14.