Противоречивая роль государства и агентность пожилых в продлении занятости старшего поколения: реконструкция экспертных представлений ... Парфенова О.А., Петухова И.С.Противоречивая роль государства и агентность пожилых в продлении занятости старшего поколения: реконструкция экспертных представлений // Мир России. 2024. Т. 33. № 3. С. 51-74.ISSN 1811-038XDOI: 10.17323/1811-038X-2024-33-3-51-74EDN: JPWKOKРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=68509695Размещена на сайте: 15.08.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://mirros.hse.ru/article/view/21754 (дата обращения 15.08.2024)Ссылка при цитировании:Парфенова О.А., Петухова И.С. Противоречивая роль государства и агентность пожилых в продлении занятости старшего поколения: реконструкция экспертных представлений // Мир России. 2024. Т. 33. № 3. С. 51-74. DOI: 10.17323/1811-038X-2024-33-3-51-74. EDN: JPWKOK.Parfenova O.A., Petukhova I.S. (2024). The Contradictory Role of the State and the Agency of the Elderly in Extending the Employment of Older Generations: Reconstructing Expert Perceptions. Universe of Russia, 33(3), 51-74. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2024-33-3-51-74 DOI: 10.17323/1811-038X-2024-33-3-51-74.АннотацияСтатья посвящена реконструкции и анализу экспертных представлений о занятости пожилых в контексте отложенного старения и социальной включенности. На материалах интервью с экспертами, работающими с пожилыми людьми в различных сферах (от органов государственной власти и центров занятости до некоммерческих организаций (НКО), социальных служб и гериатрических центров), мы реконструировали и проанализировали представления о занятости в возрасте 60+. Трудовая занятость в старшем возрасте однозначно расценивается экспертами как положительное явление, если речь не идет о тяжелом физическом труде. Основными агентами в формировании траектории продленной занятости эксперты считают самих пожилых, работодателей и государство. Роль наиболее активного агента отводится пожилым, которым приписываются необходимость иметь желание и возможность работать, заявлять о своих потребностях, регулярно повышать свою квалификацию. Потенциальные траектории продленной занятости в возрасте 60+ разнообразны и помимо очевидного продолжения работы на привычном месте могут включать переквалификацию/«вторую карьеру», в том числе с уходом в онлайн-занятость; развитие имеющегося опыта до экспертного уровня; дауншифтинг и неоплачиваемую занятость (например, волонтерскую деятельность). Законодательство о самозанятых позволяет более гибко планировать профессиональную траекторию. Работодатели, по мнению экспертов, могли бы активнее развивать институт наставничества, вовлекая в него пожилых и делая условия труда более инклюзивными путем введения гибких графиков для работников 60+. Самые противоречивые оценки достались государству: с одной стороны, от него «мало что зависит», пожилые «должны сами быть активнее», но с другой стороны, именно государство является агентом, задающим и структурирующим политики занятости в том числе в контексте возрастных границ, поэтому принизить его роль и значимость невозможно. В качестве основных мер государственной политики занятости эксперты называют как проектные и точечные – проект «Демография», поддержка некоторых инициатив НКО, но их эффективность вызывает сомнение и требует отдельного изучения, так и более системные – закон о самозанятости и пенсионная реформа. Непосредственно повышение пенсионного возраста эксперты оценивают негативно, рассматривая его в первую очередь не как возможность продлить занятость, а как лишение пожилых людей материального ресурса. Наряду с этим, существующие государственные институты, работающие с пожилыми, в том числе прямо или косвенно затрагивающие продление занятости, определяются как недостаточно эффективные и слабо ориентированные на потребности рынка труда и самих пожилых. На сегодняшний день роль государства в продлении занятости весьма противоречива в связи с негативно воспринятым повышением пенсионного возраста, в результате которого «полупенсионер/полуработник» вынужден фактически в одиночку выстраивать свою профессиональную траекторию. Тем не менее эксперты позитивно оценивают закон о самозанятости, позволяющий в том числе и пожилым оформлять этот статус для гибких форматов трудоустройства. В целом, государство должно гораздо активнее продвигать разнообразные политики занятости пожилых, создавая работающую инфраструктуру для переобучения и обеспечивая соответствующий законодательный базис для работодателей и старших работников, мультиплицировать лучшие практики НКО. Для этого необходимо плотное взаимодействие с работодателями, пожилыми и НКО с целью учета интересов всех участников, но это взаимодействие отсутствует наряду с комплексной политикой по продлению занятости как таковой.Ключевые слова:отложенное старение продленная занятость социальное исключение трудовая занятость пожилых экспертные представления политики занятости delayed aging extended adulthood social exclusion employment of the older people expert representations employment policy Рубрики: Социология управленияСоциальная политика и управлениеВозможно, вам будут интересны другие публикации:Толстикова И. И.Активное старение vs социальное исключение пожилых // Успехи геронтологии. 2022. № 4. С. 642-643.Видясова Л. А.Активное и отложенное старение в оценках пожилых (по данным пилотного исследования в Санкт-Петербурге) // Журнал исследований социальной политики. 2023. Т. 21. №. 3. С. 485-502.Галкин К. А.Новые тренды в исследованиях возраста и старения в постпандемийный период (обзор исследований) // Успехи геронтологии. – 2023. – Т. 36, № 3. – С. 284-291.Parfenova O.A. Caring for Older People in The Post-Soviet Space: The Case Of Russia. Corvinus Journal of Sociology and Social Policy. 2021. Vol. 12. No. 2. Pp. 67-85.Бобков В. Н., Одинцова Е. В., Павлова В.В.Официальная и неофициальная занятость в организациях: характеристики и влияние на уровень жизни домохозяйств // Труд и социальные отношения. 2021. Т. 32. № 5. С. 16-29.