Популярные журналисты и блогеры в российской информационной среде: доверие и социальные представления аудитории



Назаров М.М., Иванов В.Н.
Популярные журналисты и блогеры в российской информационной среде: доверие и социальные представления аудитории // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 2. C. 387-403.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-387-403
EDN: PMUURG
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=68477118

Размещена на сайте: 06.09.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/39932 (дата обращения 06.09.2024)


Ссылка при цитировании:

Назаров М.М., Иванов В.Н. Популярные журналисты и блогеры в российской информационной среде: доверие и социальные представления аудитории // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24. № 2. C. 387-403. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-387-403. EDN: PMUURG.
Nazarov M.M., Ivanov V.N. Popular journalists and bloggers in the Russian media space: Trust and social perceptions of the audience. RUDN Journal of Sociology. 2024. Vol. 24. No. 2. Pp. 387-403. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-387-403. DOI: 10.22363/2313-2272-2024-24-2-387-403.

Аннотация

В условиях современной медиатизации повышается роль медийных персон в информационных процессах. Популярные журналисты и блогеры осуществляют функции представления и интерпретации социально-значимого контента, конкурируя за внимание и доверие аудитории. Изучение данной роли медиаперсон обретает особую актуальность, поскольку российский медийный ландшафт, особенно в онлайн-сегменте, — открытая среда, в которой работают субъекты, продвигающие разную по направленности информационную повестку. Эмпирическое исследование было проведено в Центральном и Северо-Западном округах в апреле — июне 2023 года. Согласно полученным результатам лидирующие позиции в рейтинге доверия населения занимают журналисты и блогеры, выступления которых характеризуются государственно-патриотической направленностью, однако часть аудитории склонна доверять и материалам либерального содержания. Применение процедур многомерной классификации показало, что в структуре аудитории оформилось несколько устойчивых типологических групп, различающихся набором медийных персон, которым доверяли респонденты, однако превалируют группы, доверяющие государственно-патриотическим журналистам и блогерам. Наблюдаются значимые социально-демографические различия в уровне доверия: журналистов и блогеров либеральной направленности поддерживает в большей степени молодежь, тогда как журналистов и блогеров с государственно-патриотическими ориентациями — представители средней и старшей возрастной групп. Прослеживается рост доверия либеральным медийным персонам по мере роста материального положения респондентов. Авторы определили переменные, повышающие вероятность доверия медийным персонам разного типа: разделяемые респондентами идеологические ценности; отношение к российской политической системе; обеспечение государством норм демократического общества; отношение к актуальным социально-экономическим вопросам. Социальные представления, соотносящиеся с доверием медийным персонам, отражают существующие разрывы в «картине мира», присущие отдельным сегментам российского общества, что требует принятия взвешенных управленческих решений для консолидации общества в условиях нарастания глобальных вызовов.

Ключевые слова:

информационная среда аудитория доверие социальные представления популярные журналисты и блогеры медийные персоны социально-демографические различия media space audience trust social representations popular journalists and bloggers media figures social-demographic differences

Рубрики:

Политическая социология
Социология коммуникаций



Возможно, вам будут интересны другие публикации: