Образовательная миграция из арктических регионов России, не имеющих самостоятельных вузов



Чернышев К.А., Конышев Е.В., Петров Е.Ю.
Образовательная миграция из арктических регионов России, не имеющих самостоятельных вузов // Арктика и Север. 2024. № 55. С. 130–144.
ISSN 2221-2698
DOI: 10.37482/issn2221-2698.2024.55.130
EDN: MYBFGC
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=67354056

Размещена на сайте: 01.10.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://arcticandnorth.ru/article_index_years.php?ELEMENT_ID=390466 (дата обращения 01.10.2024)


Ссылка при цитировании:

Чернышев К.А., Конышев Е.В., Петров Е.Ю. Образовательная миграция из арктических регионов России, не имеющих самостоятельных вузов // Арктика и Север. 2024. № 55. С. 130–144. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2024.55.130. EDN: MYBFGC.
Chernyshev K.A., Konyshev E.V., Petrov E.Yu. Educational Migration from Arctic Regions of Russia That Do Not Have Independent Universities. Arktika i Sever [Arctic and North], 2024, no. 55, pp. 130–144. DOI: https://doi.org/10.37482/issn2221-2698.2024.55.130 DOI: 10.37482/issn2221-2698.2024.55.130.

Аннотация

Одной из основных причин смены места жительства молодёжи является стремление получить высшее образование. В арктической зоне, где отмечается отсутствие или недостаточный уровень развития сети организаций высшего образования, молодёжь вынуждена уезжать в другие регионы. Актуальность исследования обусловлена и тем, что образовательная миграция часто носит безвозвратный характер, что усиливает негативные миграционные процессы. Изучение образовательной миграции с помощью традиционных статистических источников возможно на региональном уровне, но не позволяет выявить пространственные особенности миграционных процессов на уровне муниципальных образований. Поэтому целью данного исследования является апробация методики изучения миграции из муниципальных образований на примере регионов, где отсутствуют самостоятельные высшие учебные заведения. Объектом исследования являются арктические регионы: Ненецкий, Чукотский, Ямало-Немецкий автономные округа. Научная новизна исследования определяется использованием новых источников данных и применением метода анализа больших данных для изучения миграционных процессов на муниципальном уровне. База данных для исследования формировалась по результатам выгрузки данных цифрового следа пользователей социальной сети «ВКонтакте». К регионам исследования относилось 15 186 пользователей, подавляющее большинство из которых указывали получение высшего образования в других субъектах РФ. На основе полученных данных были выявлены траектории образовательной миграции на муниципальном уровне, рассчитаны коэффициенты концентрации и равномерности миграционного потока, проведена типология муниципальных образований арктических регионов России. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов для корректировки миграционной политики в арктических регионах, в том числе и на муниципальном уровне

Ключевые слова:

образовательная миграция внутренняя миграция «ВКонтакте» Ненецкий автономный округ Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ educational migration internal migration VKontakte Nenets Autonomous Okrug Chukotka Autonomous Okrug Yamalo-Nenets Autonomous Okrug

Рубрики:

Смежные дисциплины
Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: