Необходимость и свобода в философии Георгия Гемиста Плифона в контексте его политической теологии



Сенина Т.А.
Необходимость и свобода в философии Георгия Гемиста Плифона в контексте его политической теологии // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — С. 445–470.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 528 с.
ISBN 978-5-907613-89-8
DOI: 10.31119/berst.2023.3.33
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63364339&pff=1

Размещена на сайте: 30.10.24

Текст статьи на сайте СИ РАН - филиала ФНИСЦ РАН URL: https://socinst.ru/wp-content/uploads/base/books/text/socpractices2023/socpractices2023_article33.pdf (дата обращения 30.10.2024)


Ссылка при цитировании:

Сенина Т.А. Необходимость и свобода в философии Георгия Гемиста Плифона в контексте его политической теологии // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — С. 445–470. DOI: 10.31119/berst.2023.3.33.

Аннотация

В статье рассматриваются взгляды последнего крупного византийского философа Георгия Гемиста Плифона на проблему свободы и необходимости в связи с его программой политико-экономических реформ, которые он предлагал осуществить для спасения империи. Согласно Плифону, Бог есть высшее благо и высшая необходимость, он властвует над судьбой, которая определяет все происходящее в мире. Божественный промысел определяет все раз и навсегда через цепь причин и связей, и все его решения являются наилучшими из возможных и как таковые не подлежат отмене. Человек не обладает полной свободой воли и подчинен необходимости, как пребывающий под влиянием внешних воздействий и собственных природных данных. Однако из подобного детерминизма не следует, что не нужно ничего делать ради улучшения положения в стране: ведь Бог определяет только благо и не является причиной зла, в том числе упадка государства, причина которого плохое управление и дурные поступки людей. Поскольку человек грешит ненамеренно, из-за неверно понятого блага, необходимо учить людей искать истинное благо, для чего нужны хорошие законы. Основа хороших законов — правильные воззрения на Бога и соответствующие им религиозные обряды, а именно: вера в Божество, в божественный промысел и в то, что Бог не меняет своих решений по молитвам людей, и потому его бесполезно побуждать к этому пышными богослужениями и приношениями. Отсюда вытекает критика Плифоном современного ему монашества и призыв лишить монастыри государственных дотаций и привилегий: ведь бесполезно жертвовать монахам что бы то ни было в надежде на их молитвы, это пустое растрачивание средств, которые могли бы пойти на укрепление военной мощи государства. Таким образом, богословские воззрения и философский детерминизм Плифона, следовавшего учению Платона и стоиков, логично увязываются с его системой политико-экономических преобразований, которые он предлагал осуществить императору Мануилу и деспоту Димитрию Палеологам в 1410-х гг., и с критическим отношением Гемиста к христианской церкви и особенно к монашеству.

Ключевые слова:

Георгий Гемист Плифон византийская философия политическая теология божественный промысел судьба детерминизм свобода воли критика монашества George Gemistos Plethon Byzantine philosophy political theology divine providence fate determinism free will criticism of monasticism

Рубрики:

Политическая теория
История политический учений



Возможно, вам будут интересны другие публикации: