О гибридном антично-христианском обосновании политики у Феодора Метохита («Памятные заметки», гл. 62–82) Макаров Д.И.О гибридном антично-христианском обосновании политики у Феодора Метохита («Памятные заметки», гл. 62–82) // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. Санкт-Петербург: Изд-во РХГА, 2023. С. 406-429. Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 528 с.ISBN 978-5-907613-89-8DOI: 10.31119/berst.2023.3.31РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=63364334&pff=1Размещена на сайте: 02.11.24Текст статьи на сайте СИ РАН - филиала фНИСЦ РАН URL: https://socinst.ru/publications/socpractices2023/article31/ (дата обращения 02.11.2024)Ссылка при цитировании:Макаров Д.И. О гибридном антично-христианском обосновании политики у Феодора Метохита («Памятные заметки», гл. 62–82) // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. Санкт-Петербург: Изд-во РХГА, 2023. С. 406-429. DOI: 10.31119/berst.2023.3.31.Makarov D.I. On a Hybrid Antique and Christian Substantiation of Politics in Theodore Metochites’ Sententious Notes, Chs. 62 to 82. In: Byzantium, Europe, Russia: social practices and the interconnection of spiritual traditions. Collection of scientific articles. Iss. 4 / Ed. by O.N. Nogovizin. St. Petersburg: Publishing House of the Russian Christian Academy for the Humanities, 2023. P. 406-429. DOI: 10.31119/berst.2023.3.31.АннотацияВ гл. 62–82 своего труда «Памятные заметки», основополагающего для светской философии Византии XIV в., Великий логофет Феодор Метохит (1270–1332), занимавший свой пост с 1317 г. (по уточненной датировке К. Смирлиса), размышлял о бесплодности античной (Платон, Аристотель, стоики, скептики и Эпикур) философско-политической традиции и обосновывал понятие христианской политики. Параллельно с созданием «Божественной комедии» Данте Метохит в 1310-е гг. реконструировал монастырь Хора в Константинополе и украсил его новой системой мозаик, с центральным в ней звеном – сценой Исцелений страждущих Христом; по мысли Н. Зарраса, которую подтверждаем и мы, политик – на взгляд Метохита – должен творить прекрасное, как и философ, и исцелять людские души. Хора, в которой (или в непосредственном соседстве с которой) была написана большая часть «Заметок», и являла собой место такого исцеления. В соответствующих главах Феодор пытается примирить понятия судьбы и Промысла Божия, подчиняя (в отличие от Никифора Григоры) первое последнему, а из традиции Платона, невзирая на ее вербальную критику, ряд понятий берет (таких, как «истина вещей»; концепт, близкий Хайдеггеру), а ряд специально опровергает (например, о возможности легко достичь единомыслия граждан в государстве усилиями политика). Красота политики для Метохита есть нечто прикровенное (в отличие от красоты живописи) и апофатичное, более уподобляющееся незримому Богу.Ключевые слова:Феодор Метохит Платон Аристотель христианская политика судьба Провидение синергийная модель красота политики бесперспективность античной политической мысли идеал мирской святости политика Theodore Metochites Plato Aristotle Christian politics fate Providence the synergic model the beauty of politics the unpromising character of the Antique political thought the ideal of a politician’s lay sanctity Рубрики: Смежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Макаров Д. И.От созерцания Единого — до онтологии политики: геометрия, экзистенциалы и учение о единомыслии в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 67–72) // Христианское чтение. 2024. № 1. С. 118–134.Семиколенных М. В.Оттон Фрейзингенский о философии и философах (предисловие к переводу) // ВЕРБУМ. Альманах Центра изучения средневековой культуры. 2010. Вып. 12. С. 181–188.Макаров Д. И.Аверинцев и пасхальная радость. О восприятии византийского христианства в некоторых поздних работах мыслителя // Русско-Византийский вестник. 2024. № 2 (17). С. 36–45. Семиколенных М. В.Оттон Фрейзингенский. Хроника, или История о Двух Градах. Книга вторая. Главы 7, 8 (Перевод, комментарии М.В. Семиколенных) // ВЕРБУМ. Альманах Центра изучения средневековой культуры. 2010. Вып. 12. С. 189–193.Ноговицин О. Н.Одновременность соотнесенных: Аристотель, неоплатонические комментаторы и Георгий Гемист Плифон // Платоновские исследования. – 2024. – Т. 20, № 1. – С. 219-247.