Межличностные отношения в многонациональной среде Дибирова А.П.Межличностные отношения в многонациональной среде // Российское общество и государство: основания устойчивости и тенденции изменений. Социальная и социально-политическая ситуация / Н. В. Березина, Н. М. Великая, О. В. Гребняк [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов ; ФНИСЦ РАН. — М. : ФНИСЦ РАН, 2024. — С. 316-334.Глава из книги: Российское общество и государство: основания устойчивости и тенденции изменений. Социальная и социально-политическая ситуация : [монография] / Н. В. Березина, Н. М. Великая, О. В. Гребняк [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов ; ФНИСЦ РАН. — М. : ФНИСЦ РАН, 2024. — 432 с.ISBN 978-5-89697-428-4DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-428-4.2024РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69176317Размещена на сайте: 05.11.24Текст статьи на сайте ИСПИ ФНИСЦ РАН URL: https://испи.рф/wp-content/uploads/2024/09/872492734987234.pdf#page=317 (дата обращения 05.11.2024)Ссылка при цитировании:Дибирова А.П. Межличностные отношения в многонациональной среде // Российское общество и государство: основания устойчивости и тенденции изменений. Социальная и социально-политическая ситуация / Н. В. Березина, Н. М. Великая, О. В. Гребняк [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов ; ФНИСЦ РАН. — М. : ФНИСЦ РАН, 2024. — С. 316-334. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-428-4.2024.АннотацияИсследование сферы межличностных отношений в многонациональной среде стало особенно актуальным после Чеченских войн, массового отъезда молодых мусульман за границу, трудовой миграции кавказцев в центральные регионы России, Сибирь и на Дальний Восток . По мнению Дж. Масиониса, истоки межнациональной и межрелигиозной неприязни кроются в формуле «свой–чужой» (или «мы–они», как эту же формулу обозначил В. А. Тишков ), прочно укоренившейся в мировосприятии человека. Масионис считает, что неприязнь к «чужим» тем сильнее, чем менее последние подвержены ассимиляции, то есть, чем менее они способны усвоить доминирующую культуру. Со стороны «чужих» наблюдается двойственный процесс. Локальные сообщества пытаются не только сохранить границы своей общности в интернациональной среде, но одновременно стремятся вписаться в «большой» мир посредством дружественных, приватных связей, что усиливает взаимопроникновение культур и их трансформацию. По мнению Тулаевой и др. и Benhabib , данные явления также ведут к появлению более разнообразных стратегий при пересечении границ между «своими» и «чужими».Ключевые слова:межнациональные отношения Северо-Кавказский федеральный округ межэтнические конфликты межрелигиозные конфликты межкультурное взаимодействие interethnic relations North Caucasus Federal District interethnic conflicts interreligious conflicts intercultural interaction Рубрики: Социология общественного мненияРегиональная социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Гадиева А. Н., Кулова М.Р.Экономическое мышление студенческой молодежи в Северо-Кавказском федеральном округе: точки напряжения // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2023. № 6. С. 132-134.Dzutsev K.V., Dibirova A.P., Kornienko N.V. Public Opinion about Events in the Political, Economic and Social Life of the Population of the Republic of the North Caucasian Federal District of Fussia. J. Ponte, Dec 2020, Vol. 76, Issue 12, рр. 2-11.Ustinkin S.V., Samoilova M.P. Dynamics of Youth’s Attitude to Migrants in the N/Novgorod Region (Russia). Global Media Journal. 2016, S3: 8.Коростелева Л. Ю.Этносоциальные процессы в оценках научного сообщества: обзор VI Всероссийской научной конференции «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации» // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2024. № 4 (105). С. 97-102.Данилова Н. М.Управление межнациональными отношениями в регионах России (на примере Нижегородской области) // Столыпинский Вестник. 2020. Т. 2. №3. DOI: 10.24411/2713-1424-2020-10010