Полисубъектность как фактор социального развития в контексте диалогизации и дифференциации отношений «центр – регионы» в федеративном государстве ... Савельев И.А.Полисубъектность как фактор социального развития в контексте диалогизации и дифференциации отношений «центр – регионы» в федеративном государстве // Философские науки. 2024. Т. 67. № 2. С. 97-116.ISSN 0235-1188DOI: 10.30727/0235-1188-2024-67-2-97-116EDN: PNVVDYРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=72862143Размещена на сайте: 06.11.24 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Савельев И.А. Полисубъектность как фактор социального развития в контексте диалогизации и дифференциации отношений «центр – регионы» в федеративном государстве // Философские науки. 2024. Т. 67. № 2. С. 97-116. DOI: 10.30727/0235-1188-2024-67-2-97-116. EDN: PNVVDY.Savelev I.A. Polysubjectivity as a Factor of Social Development in the Context of Dialogization and Differentiation of Center–Region Relations in the Federal State. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2024;67(2):97-116. (In Russ.) https://doi.org/10.30727/0235-1188-2024-67-2-97-116. DOI: 10.30727/0235-1188-2024-67-2-97-116.АннотацияВ статье с позиции методологии постнеклассической науки исследуется феномен полисубъектности как фактор социального развития. Автор предлагает рассматривать полисубъектность (множественную субъектность) как категорию, описывающую многоликость, разнообразие и динамику социальной среды, формируемой в процессе диалога управляемых субъектов, являющихся носителями разнообразных ценностно-целевых структур, обладающих определенными ресурсами и находящихся во взаимосвязи с другими субъектами социального действия. Акцентировано внимание на двойственной природе полисубъектности. С одной стороны, она рассматривается как субъектность множества индивидов и социальных групп, объединенных в рамках локализованной социальной среды, например в контексте взаимодействия власти и бизнеса, власти и населения, федерального центра и регионов. С другой – полисубъектность интерпретируется как многоликость и множественность субъектности отдельной личности. Автор опирается на методологию анализа социокультурной модернизации регионов (Н.И. Лапин), деятельностно-структурную парадигму (А.В. Тихонов), концепции медиации и социокультурного диалога (А.С. Ахиезер, А.П. Давыдов), субъектно-ориентированный подход в управлении социальными системами (В.Е. Лепский). Особое внимание уделено роли полисубъектного подхода в контексте дифференциации российских регионов и реализации стратегий их социально-экономического развития. Обосновывается, что объективная сложность регионального состава Российской Федерации и неравномерность модернизации требуют полисубъектного подхода к выстраиванию отношений между центром и регионами. На основе закона необходимого разнообразия У.Р. Эшби демонстрируется, что для эффективного управления многообразием региональных систем требуется соответствующее разнообразие управленческих подходов на уровне центра. Анализируются барьеры формирования полисубъектности, в частности отсутствие реального диалога между центром и регионами. Сделан вывод о том, что полисубъектность может служить ключевой характеристикой определенного этапа институционализации управления постиндустриального типа и формы взаимодействия, обеспечивающей адекватную меру совместности представителей власти, бизнеса, науки и различных сообществ.Ключевые слова:социальная философия социальное развитие постнеклассическая наука рефлексивность институционализация социокультурный анализ деятельностно-структурная парадигма диалогизация медиация гражданское общество дифференциация регионов social philosophy social development post-non-classical science reflexivity institutionalization sociocultural analysis activity-structural paradigm dialogization mediation civil society regional differentiation Рубрики: Социология управленияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Dyatlov A., Kovalev V., Chygryn V. Sociocultural preconditions for institutionalization of city management into the system of Russian municipal government. SHS Web Conf. Volume 70, 2019 Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). Available at: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2019/11/contents/contents.htmlДавыдов А. П.Медиация и конвергентная социальность. К теории социального диалога // Философские науки. 2024. Т. 67. №2. С. 135-159.Левашов В. К.Диалектика и динамика взаимодействия гражданского общества и социального государства // Россия в XXI веке / под ред. Л.Е. Ильичевой, В.С. Комаровского. – М.: Издательство Аспект-пресс, 2020. С. 422-438.Len’kov R.V., Patsula A.V. Social forecasting in the strategic management of the development of higher education in Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2021, vol. 14, no. 6, pp. 225–239.Никовская Л. И.Сетевое общество как фактор повышения общественного участия в муниципальном управлении (по результатам социологического исследования) // Возможности и угрозы цифрового общества: материалы конференции / под ред.: А.В. Соколова, А. А. Фролова. – Ярославль: Изд-во ООО «Цифровая типография», 2020. – С. 182-187. – (Всероссийская научно-практическая конференция «Возможности и угрозы цифрового общества», Ярославль, 22 апреля 2020 г.).