Политика сохранения языкового многообразия в России: декларируемые цели и реальная практика. Случай республик Южной Сибири Паин Э.А., Мижит-Доржу В.Ш.Политика сохранения языкового многообразия в России: декларируемые цели и реальная практика. Случай республик Южной Сибири // Мир России. 2024. Т. 33. № 4. С. 66–93.ISSN 1811-038XDOI: 10.17323/1811-038X-2024-33-4-66-93Размещена на сайте: 06.11.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://mirros.hse.ru/article/view/22552 (дата обращения 06.11.2024)Ссылка при цитировании:Паин Э.А., Мижит-Доржу В.Ш. Политика сохранения языкового многообразия в России: декларируемые цели и реальная практика. Случай республик Южной Сибири // Мир России. 2024. Т. 33. № 4. С. 66–93. DOI: 10.17323/1811-038X-2024-33-4-66-93.Pain E.A., Mizhit-Dorzhu V.Sh. (2024) The Policy of Preserving Linguistic Diversity in Russia: Declared Goals and Real Practice in the Republics of Southern Siberia. Mir Rossii, vol. 33, no 4, pp. 66–93 (in Russian). DOI: 10.17323/1811-038X-2024-33-4-66-93 DOI: 10.17323/1811-038X-2024-33-4-66-93.АннотацияЧтобы привлечь внимание мирового сообщества к проблемам сохранения языков коренных народов мира, Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2022–2032 гг. «Международным десятилетием языков коренных народов мира». В статье отмечается совпадение целей языковой политики России с направленностью резолюции ООН. Вместе с тем показано, что практика российской языковой политики, особенно на региональном уровне, не в полной мере соответствует декларируемым целям.Также в статье рассматриваются и сопоставляются законы о языке, принятые в трех республиках Южной Сибири ‒ Республиках Алтай, Тыва и Хакасия, но наибольшее внимание уделяется анализу административных практик – использованию русского и национальных языков в ходе заседаний республиканских органов власти и в официальных документах. Анализируются практики и объемы преподавания национальных языков в школах и учреждениях дошкольного образования. Проводится сравнительный анализ меры знания и употребления национальных языков как представителями титульных национальностей, так и русскими, проживающими на территориях указанных республик.По результатам исследований делается вывод о господстве инерционных процессов в демографической и языковой сферах республик Южной Сибири. В условиях продолжающегося снижения численности некоторых титульных этносов (например, хакасского) местные власти ослабляют усилия по сохранению этнических языков, что повышает их уязвимость. Административные практики, направленные на расширение сфер применения этнических языков, проявляются только в тех республиках, в которых инерционные демографические процессы благоприятны для титульных этносов (Республика Тыва).Авторы приходят к выводу, что заявленные государством цели сохранения языкового многообразия России требуют корректировки практики реализации языковой политики и излагают свои представления о возможном направлении таких перемен.Ключевые слова:языковая политика этническая политика угрозы языкам языковое разнообразие коренные народы language policy ethnic policy threats to languages linguistic diversity indigenous peoples Рубрики: ЭтносоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Паин Э. А.Позитивное выравнивание в языковой политике: «за» и «против». Опыт СССР, современной России и других государств // Вопросы теоретической экономики. 2024. № 3. С. 151–170.Arutyunova E., Zamyatin K. An Ethnolinguistic conflict on the compulsory learning of the state languages in the republics of Russia: policies and discourses. The international Journal of Human Rights, 2020, Published online: 07 Oct 2020. https://doi.org/10.1080/13642987.2020.1804368Арутюнова Е. М.Язык в межэтнических отношениях и проблемы образования (на примере Татарстана) // Slavica Helsingiensia. 2019. № 52. С. 152-159.Арутюнова Е. М.Модели языковой политики в образовании в разных странах мира // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 3589-3592. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM) Арутюнова Е. М.Языковые ситуации в образовании в европейском и мировом контексте // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 6–7 сентября 2018 г., посвященной 50-летию первого этносоциологического исследования в СССР / Под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой, Л.В. Сагитовой. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2018. С. 200-204.