Лики Эроса: любовь и богообщение в понимании Михаила Пселла и Симеона Нового Богослова



Щукин Т.А.
Лики Эроса: любовь и богообщение в понимании Михаила Пселла и Симеона Нового Богослова // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. Т. 18. № 2. С. 996-1010.
ISSN 1995-4328
DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-2-996-1010

Размещена на сайте: 15.11.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://classics.nsu.ru/schole/assets/files/18-2-shchukin.pdf (дата обращения 15.11.2024)


Ссылка при цитировании:

Щукин Т.А. Лики Эроса: любовь и богообщение в понимании Михаила Пселла и Симеона Нового Богослова // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. Т. 18. № 2. С. 996-1010. DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-2-996-1010.
Shchukin T.A. The Images of Eros: Love and Communion with God in the Writings of Michael Psellos and Symeon the New Theologian. SCHOLE. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2024. Vol. 18. No. 2. Pp. 996-1010. DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-2-996-1010.

Аннотация

В статье рассматривается тема любви и богообщения в трудах Михаила Пселла и Симеона Нового Богослова. В первом случае материалом для анализа послужило поэтическое толкование Михаила Пселла на библейскую книгу «Песнь Песней». В христианской традиции данный текст обычно интерпретируется как рассказ о мистическом единении Бога и человеческой души. Во втором случае анализируется Первое огласительное слово Симеона Нового Богослова, содержащее подробное учение о любви как божественной деятельности. Делается вывод, что Михаил Пселл понимает любовь к Богу и, соответственно, союз с Ним в мистическом браке как нравственное подражание человеческой души Богу, который есть подлинная любовь и который в собственном смысле непознаваем. Симеон Новый Богослов, напротив, трактует любовь как нечто принадлежащее Богу, но охватывающее как божественную, так и тварную сферы, благодаря чему возможно не только подражание разумного существа Творцу, но и непосредственное Его созерцание и, в конечном счете, соединение со Христом как телесным воплощением божественной любви. Особенно подчеркивается разница в екклезиологических взглядах двух мыслителей: если Михаил Пселл понимает Церковь как объединение тех, кто подражает Христу, то Симеон Новый Богослов - как сообщество тех, кто ощутительно видит Христа и стремится соединиться с Ним.

Ключевые слова:

Михаил Пселл Симеон Новый Богослов любовь богообщение гносеология обожение экзегеза Michael Psellos Symeon the New Theologian love communion with God epistemology deification exegesis

Рубрики:

Социология науки
Социология религии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: