«Риторика знает будущее, как Бог»: Соотношение философии и риторики по мысли византийского ученого XII века Черноглазов Д.А.«Риторика знает будущее, как Бог»: Соотношение философии и риторики по мысли византийского ученого XII века // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. Т. 18. № 1. C. 131-147. ISSN 1995-4328DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-131-147РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=69026940Размещена на сайте: 15.11.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://classics.nsu.ru/schole/assets/files/18-1-chernoglazov.pdf (дата обращения 15.11.2024)Ссылка при цитировании:Черноглазов Д.А. «Риторика знает будущее, как Бог»: Соотношение философии и риторики по мысли византийского ученого XII века // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. Т. 18. № 1. C. 131-147. DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-131-147.Chernoglazov D. “Rhetoric knows the future like god”: the relationship between philosophy and rhetoric according to a byzantine scholar of the 12th century. SCHOLE. Ancient Philosophy and the Classical Tradition. 2024. Vol. 18. No. 1 Pp. 131-147. DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-131-147.АннотацияПроблема соотношения философии и риторики, широко обсуждавшаяся в эпоху поздней античности, вновь обретает актуальность в Византии XI – XII вв. Задача настоящей статьи – определить, какую позицию по этому вопросу занимал Михаил Италик († до 1157 г.), византийский ученый, ритор и философ-неоплатоник. В науке отмечалось, что в двух своих сочинениях Италик формулирует две противоположные точки зрения: в одном он утверждает, что философия бесполезна и намного уступает риторике, а в другом возвеличивает философию, способную не только исследовать отвлеченные предметы, но и заботиться о человеческом благе. В докладе анализируются эти и другие тексты, в которых Италик рассуждает о философии и риторике. Демонстрируется, что Италик присуждал первенство философии, но высоко ценил и красноречие. Делается вывод, что идеал Михаила Италика, как и других авторов той эпохи – синтез философской мысли и риторического изящества. Приводятся примеры из его сочинений, показывающие, как такой синтез реализуется на практике. Этой позиции противоречит лишь одно небольшое сочинение Италика, где он утверждает превосходство риторики над философией. Этот текст, совершенно необычный в контексте позднеантичной и византийской традиции – вероятно, образец риторической игры, не отражающей взгляды автора.Ключевые слова:Михаил Италик Михаил Пселл Феодор Продром Мануил Карантин Платон «Горгий» риторика философия Комниновский ренессанс Michael Italikos Michael Psellos Theodoros Prodromos Manuel Karantenos Plato “Gorgias” rhetoric philosophy Komnenian renaissance Рубрики: Смежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Щукин Т. А.Михаил Пселл в новейших исследованиях (2021–2023 ) // Библия и христианская древность. 2023. № 3 (19). С. 126–142.Щукин Т. А.Михаил Пселл и Максим Исповедник как толкователи Григория Богослова: гносеологический аспект // Vir hermeneuticus: Сборник статей к 60-летию профессора Р. В. Светлова / Под ред. Л. Е. Артамошкиной, И. Г. Гурьянова, Д. С. Курдыбайло, А. А. Синицына. — СПб.: МОО «Платоновское философское общество», Издательство РХГА, 2024. С. 211-228.Варламова М. Н.Материя - δύναμις или φάντασμα? Понятие материи в философии Михаила Пселла и Иоанна Итала // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. Т. 18. № 1. С. 148-165. Щукин Т. А., Щербаков М.И.Максим Исповедник и Михаил Пселл как толкователи Григория Богослова: триадологический аспект // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — С. 376-391.Щукин Т. А.Лики Эроса: любовь и богообщение в понимании Михаила Пселла и Симеона Нового Богослова // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. Т. 18. № 2. С. 996-1010.