Теория заблуждений Макса Шелера Малинкин А.Н.Теория заблуждений Макса Шелера // Шелер М. Идолы самопознания / Пер. с нем., прим., комм., сопровод. ст. А.Н. Малинкин. – М.; СПБ.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 191-286. ISBN 978-5-98712-461-1Размещена на сайте: 20.11.24 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Малинкин А.Н. Теория заблуждений Макса Шелера // Шелер М. Идолы самопознания / Пер. с нем., прим., комм., сопровод. ст. А.Н. Малинкин. – М.; СПБ.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. С. 191-286. Max Scheler's Theory of Delusions. Max Scheler. Idols of Self-Knowledge. Transl., commentary, note, accompanying article by A.N. Malinkin. Moscow and Sankt-Peterburg, Center for Humanitarian Initiatives, 2024. P. 191-286.АннотацияВ трактате выдающегося немецкого философа Макса Шелера (1874–1928) анализируются теоретико-методологические аспекты восприятия человеком своего внутреннего мира. Рассматривается круг тем, лежащих на стыке феноменологии, психологии, пси- хопатологии, психиатрии, социальной психологии, социологии. В центре внимания – заблуждения, иллюзии, самообманы, воз- никающие в познании человеком самого себя и других людей. Не обходятся вниманием и традиционные проблемы истории фи- лософии, например, в каком смысле мир реален, а наше знание о нём достоверно? «То, что Бэкон предпринял в сфере внешнего восприятия, мы попытаемся сделать в сфере восприятия внутреннего и в сфере самовосприятия, – писал Шелер. – (…) …Идущее от Декарта уче- ние о преимуществе в очевидности внутреннего восприятия перед внешним должно быть лишено своего мнимого фундамента. Это учение – одна из основ эгоцентризма и философского субъек- тивного идеализма, и одновременно основание того рода ложной самоуверенности, которая в процессе построения нашей культу- ры, особенно в протестантизме, пыталась выдать себя за вполне оправданную человеческую позицию и послужила многим точкой опоры для безмерного негативизма и критицизма по отношению ко всему бытию вне Я – к Богу, природе и объективной культуре». Сегодня, как и сто десять лет назад, в годы Первой мировой войны, миллионы людей пребывают в иллюзиях. Почему? Пото- му что людям свойственно не только ошибаться, но и искренне заблуждаться. Мало того, что они сами «обманываться рады», их ещё обманывают идеологи-«доброжелатели». Поведением людей манипулируют: создают у них иллюзорное представление о них самих и об окружающем мире. Тем более что сейчас, когда техни- ческие возможности человечества быстро расширяются, делать это стало намного проще. Книга Шелера поможет российскому чита- телю критически разобраться в самом себе, а комментарии и со- проводительная статья – лучше понять смысл текста и историко-философского контекста начала ХХ века. В трактате выдающегося немецкого философа Макса Шелера(1874–1928) анализируются теоретико-методологическиеаспектывосприятия человеком своего внутреннего мира. Рассматриваетсякруг тем, лежащих на стыке феноменологии, психологии, пси-хопатологии, психиатрии, социальной психологии, социологии.В центре внимания – заблуждения, иллюзии, самообманы, воз-никающие в познании человеком самого себя и других людей.Не обходятся вниманием и традиционные проблемы истории фи-лософии, например, в каком смысле мир реален, а наше знаниео нём достоверно?«То, что Бэкон предпринял в сфере внешнего восприятия,мы попытаемся сделать в сфере восприятия внутреннего и в сфересамовосприятия, – писал Шелер. – (…) …Идущее от Декарта уче-ние о преимуществе в очевидности внутреннего восприятия передвнешним должно быть лишено своего мнимого фундамента. Этоучение – одна из основ эгоцентризма и философского субъек-тивного идеализма, и одновременно основание того рода ложнойсамоуверенности, которая в процессе построения нашей культу-ры, особенно в протестантизме, пыталась выдать себя за вполнеоправданную человеческую позицию и послужила многим точкойопоры для безмерного негативизма и критицизма по отношениюко всему бытию вне Я – к Богу, природе и объективной культуре».Сегодня, как и сто десять лет назад, в годы Первой мировойвойны,миллионы людей пребывают в иллюзиях. Почему? Пото-му что людям свойственноне только ошибаться, но и искреннезаблуждаться. Мало того, что они сами «обманываться рады», ихещё обманывают идеологи-«доброжелатели». Поведением людейманипулируют: создают у них иллюзорное представление о нихсамих и об окружающем мире. Тем более что сейчас, когда техни-ческие возможности человечества быстро расширяются, делать этостало намного проще. Книга Шелера поможет российскому чита-телю критически разобраться в самом себе, а комментарии и со-проводительная статья – лучше понять смысл текста и историко-философскогоконтекста начала ХХ века.Ключевые слова:Макс Шелер феноменологическая социология восприятия феноменологическая социология ценностей заблуждение иллюзия идолы самопознания Max Scheler phenomenological sociology of perception phenomenological sociology of values delusion illusion idols of self-knowledge Рубрики: История и теория социологииМетодология социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Malinkin A.N. Phenomenological Enthymeme in Voloshinov’s Marxist Sociology of Poetics, as Seen in “Discourse in Life and Discourse in Poetry”. Social Sciences. Volume 53, Number 3, July-September, 2022. P. 101-121.Малинкин А. Н.Феноменологическая концепция Макса Шелера // Шелер М. О сущности философии: работы разных лет / пер. с нем. А.Н. Малинкина. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. – С. 6-72.Макс Шелер. Мысли о политике и морали. О национальных идеях великих наций / Пер. с нем., прим. и ком., сопровод. статьи А.Н. Малинкин. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2024. – 220 с.Малинкин А. Н.Макс Шелер о лицемерии англосаксов // Макс Шелер. К психологии английского этоса и лицемерия / Пер. с нем., прим. и комм., сопровод. статья А.Н. Малинкин. Изд-е второе, испр. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив., 2022. С. 97-141.Малинкин А. Н.Макс Шелер. К феномену трагического. О смысле страдания / Пер. с нем., прим. и комм., сопровод. статья А.Н. Малинкин. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. – 190 с.