Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте ... Щукин Т.А.Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте // Платоновские исследования. 2023. Т.19. № 2. С. 159-186.ISSN 2410-3047DOI: 10.25985/PI.19.2.07РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54896812Размещена на сайте: 21.11.24 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Щукин Т.А. Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте // Платоновские исследования. 2023. Т.19. № 2. С. 159-186. DOI: 10.25985/PI.19.2.07.Shchukin T.A. Michael Psellus’s Teaching on the Intellect from Outside (θύραθεν νοῦς) in the Late Byzantine Context. Platonic Investigations 2023. Vol. 19. No. 2. Pp. 159-186. DOI: 10.25985/PI.19.2.07.АннотацияСтатья посвящена гносеологии Михаила Пселла, а именно специфической трактовке им перипатетического термина «внешний ум». Данное учение иллюстрирует то радикальное отличие, которое наблюдается между так называемым придворным богословием и монашеским богословием (основные представители последнего - Симеон Новый Богослов и Никита Стифат) в xi в. Анализируются все тексты Михаила Пселла, в которых он используется концепцию внешнего ума, и в первую очередь трактат Theol. 1.106, толкование на одно из мест Григория Богослова, где византийский мыслитель предлагает данное учение в развернутом виде. Понятие Александра Афродисийского Михаил Пселл развернул в триаду «пифагорейское - платоническое - сократическое», в которой первый элемент соответствует непроявленному идеалу, содержащему практический императив, второй - абстрагированию идеала от субъекта практики и, тем самым, «забвению» практического, а третий - осуществлению идеала в человеческой индивидуальности, так что идеал вновь становится практическим, но уже проявленным, реально существующим. Источником этой триады, как показано в статье, является комментарий неоплатоника Прокла на платоновский «Тимей», хотя трактовка Михаила Пселла радикально отличается от того, что наблюдается у афинского диадоха. Анализ фрагментов, содержащих понятие внешнего ума, из доксографических сочинений Михаила Пселла дают представление о том, что термин заимствован мыслителем из комментария Иоанна Филопона на аристотелевский трактат «О душе». Еще один текст - письмо протосинкеллу Льву Параспондилу - отражает ранний этап рецепции Михаилом Пселлом данного термина.Ключевые слова:Михаил Пселл Григорий Богослов Прокл внешний ум душа этика гносеология Michael Psellus Gregory the Theologian Proclus intellect from outside soul ethics epistemology Рубрики: Социология религииСоциология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Щукин Т. А.Михаил Пселл и Максим Исповедник как толкователи Григория Богослова: гносеологический аспект // Vir hermeneuticus: Сборник статей к 60-летию профессора Р. В. Светлова / Под ред. Л. Е. Артамошкиной, И. Г. Гурьянова, Д. С. Курдыбайло, А. А. Синицына. — СПб.: МОО «Платоновское философское общество», Издательство РХГА, 2024. С. 211-228.Щукин Т. А.Учение Михаила Пселла о душе Христа и богоообщении // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2023. – Т. 24, № 3-1. – С. 206-216.Щукин Т. А.Лики Эроса: любовь и богообщение в понимании Михаила Пселла и Симеона Нового Богослова // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2024. Т. 18. № 2. С. 996-1010.Щукин Т. А.Михаил Пселл в новейших исследованиях (2021–2023 ) // Библия и христианская древность. 2023. № 3 (19). С. 126–142.Щукин Т. А., Щербаков М.И.Максим Исповедник и Михаил Пселл как толкователи Григория Богослова: триадологический аспект // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Выпуск 3: сборник статей / Отв. ред. О. Н. Ноговицин; СИ ФНИСЦ РАН. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — С. 376-391.