Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте ...



Щукин Т.А.
Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте // Платоновские исследования. 2023. Т.19. № 2. С. 159-186.
ISSN 2410-3047
DOI: 10.25985/PI.19.2.07
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54896812

Размещена на сайте: 21.11.24

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Щукин Т.А. Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте // Платоновские исследования. 2023. Т.19. № 2. С. 159-186. DOI: 10.25985/PI.19.2.07.
Shchukin T.A. Michael Psellus’s Teaching on the Intellect from Outside (θύραθεν νοῦς) in the Late Byzantine Context. Platonic Investigations 2023. Vol. 19. No. 2. Pp. 159-186. DOI: 10.25985/PI.19.2.07.

Аннотация

Статья посвящена гносеологии Михаила Пселла, а именно специфической трактовке им перипатетического термина «внешний ум». Данное учение иллюстрирует то радикальное отличие, которое наблюдается между так называемым придворным богословием и монашеским богословием (основные представители последнего - Симеон Новый Богослов и Никита Стифат) в xi в. Анализируются все тексты Михаила Пселла, в которых он используется концепцию внешнего ума, и в первую очередь трактат Theol. 1.106, толкование на одно из мест Григория Богослова, где византийский мыслитель предлагает данное учение в развернутом виде. Понятие Александра Афродисийского Михаил Пселл развернул в триаду «пифагорейское - платоническое - сократическое», в которой первый элемент соответствует непроявленному идеалу, содержащему практический императив, второй - абстрагированию идеала от субъекта практики и, тем самым, «забвению» практического, а третий - осуществлению идеала в человеческой индивидуальности, так что идеал вновь становится практическим, но уже проявленным, реально существующим. Источником этой триады, как показано в статье, является комментарий неоплатоника Прокла на платоновский «Тимей», хотя трактовка Михаила Пселла радикально отличается от того, что наблюдается у афинского диадоха. Анализ фрагментов, содержащих понятие внешнего ума, из доксографических сочинений Михаила Пселла дают представление о том, что термин заимствован мыслителем из комментария Иоанна Филопона на аристотелевский трактат «О душе». Еще один текст - письмо протосинкеллу Льву Параспондилу - отражает ранний этап рецепции Михаилом Пселлом данного термина.

Ключевые слова:

Михаил Пселл Григорий Богослов Прокл внешний ум душа этика гносеология Michael Psellus Gregory the Theologian Proclus intellect from outside soul ethics epistemology

Рубрики:

Социология религии
Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации: