Российское учительство и власть: опыт взаимодействия



Буланова М.Б.
Российское учительство и власть: опыт взаимодействия // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – С. 339-356.

Глава из книги: Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – 432 с.
ISBN 978-5-89697-432-1
DOI: 10.19181/ezheg.2024.13

Размещена на сайте: 26.11.24

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Буланова М.Б. Российское учительство и власть: опыт взаимодействия // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – С. 339-356. DOI: 10.19181/ezheg.2024.13.

Аннотация

Современное российское учительство сформировалось в процессе длительной исторической эволюции. В данной статье рассматривается становление этой профессиональной группы в достаточно сложной ситуации, сложившейся в период с 1917 по 1929 гг. В образовательной политике ключевая роль отводилась воспитательному процессу, поэтому для власти важно было разделение учительства на старое (дореволюционное) и новое (советское) по уровню понимания и воплощения в жизнь идеологии советского государства. Выделены два периода взаимодействия учительства и власти: 1917–1922 гг. и 1923–1929 гг. Главными проектами, предложенными властью в эти периоды учительству, были организация единой трудовой школы (ЕТШ) и ликвидация неграмотности населения. Для учительства реализация данных проектов была тяжёлым испытанием, т. к. они проводились в одно и то же время с вынужденно ограниченными материальными затратами государства на организацию учебного процесса и выплату зарплаты учителям. Если в первый период власть широко привлекала дореволюционные кадры и поощряла проявление инициативы снизу (А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий), то второй период происходил под эгидой укрепления классового принципа и идеологических функций в школьном образовании, утверждения единых образовательных программ, подготовки новых кадров советского учительства. Несмотря на внутреннюю неоднородность, невысокую оплату труда и внешние трудности, советское учительство поддержало власть во всех её начинаниях. Проблема взаимоотношения российского учительства и власти нуждается в дальнейших исследованиях.

Ключевые слова:

общественный договор государство общество власть учительство российские учителя social contract state society government teaching Russian teachers

Рубрики:

Социальная структура и стратификация



Возможно, вам будут интересны другие публикации: