Российское учительство и власть: опыт взаимодействия Буланова М.Б.Российское учительство и власть: опыт взаимодействия // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – С. 339-356.Глава из книги: Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – 432 с.ISBN 978-5-89697-432-1DOI: 10.19181/ezheg.2024.13Размещена на сайте: 26.11.24Текст статьи.Ссылка при цитировании:Буланова М.Б. Российское учительство и власть: опыт взаимодействия // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – С. 339-356. DOI: 10.19181/ezheg.2024.13.АннотацияСовременное российское учительство сформировалось в процессе длительной исторической эволюции. В данной статье рассматривается становление этой профессиональной группы в достаточно сложной ситуации, сложившейся в период с 1917 по 1929 гг. В образовательной политике ключевая роль отводилась воспитательному процессу, поэтому для власти важно было разделение учительства на старое (дореволюционное) и новое (советское) по уровню понимания и воплощения в жизнь идеологии советского государства. Выделены два периода взаимодействия учительства и власти: 1917–1922 гг. и 1923–1929 гг. Главными проектами, предложенными властью в эти периоды учительству, были организация единой трудовой школы (ЕТШ) и ликвидация неграмотности населения. Для учительства реализация данных проектов была тяжёлым испытанием, т. к. они проводились в одно и то же время с вынужденно ограниченными материальными затратами государства на организацию учебного процесса и выплату зарплаты учителям. Если в первый период власть широко привлекала дореволюционные кадры и поощряла проявление инициативы снизу (А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий), то второй период происходил под эгидой укрепления классового принципа и идеологических функций в школьном образовании, утверждения единых образовательных программ, подготовки новых кадров советского учительства. Несмотря на внутреннюю неоднородность, невысокую оплату труда и внешние трудности, советское учительство поддержало власть во всех её начинаниях. Проблема взаимоотношения российского учительства и власти нуждается в дальнейших исследованиях.Ключевые слова:общественный договор государство общество власть учительство российские учителя social contract state society government teaching Russian teachers Рубрики: Социальная структура и стратификацияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Levchenko N.V. Risks in the Education System in the District Centers of Russian Regions. International Journal of Early Childhood Special Education (INT-JECSE), 2021, 13(2): 837-843.Kolesnikova E.M. Pre-school teachers: profession as a resource of social mobility // Culture and Education: Social Transformations and Multicultural Communication. Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education ISA. Moscow, Peoples’ Friendship University of Russia. 2019. Р. 649-655.Dzutsev K.V. ,Kudzieva F.S., Dibirova A.P., Kornienko N.V., Bagaeva Z.G. The dynamics of public opinion about the introduction of new educational standards in the school education (on the example of the Republic of North Ossetia-Alania of the Russian Federation). J. Ponte, Aug 2020, Volume 76, Issue 8, pp. 91-99.Latova N. V., Latov Y. V.Towards a Fairer and Less Corrupt Society // Life Expectations of the People. Research Series on the Chinese Dream and China’s Development Path. / Eds. by P. Li, M.K. Gorshkov. Singapore: Springer, 2021. P. 247-261.Pronina, Elena I. Characteristics of the Teaching of Citizenship and Patriotism to Upper-Grade School Students // Russian Education and Society. 2012. №5. P.77-90.