Подростки и их родители в российском цифровом пространстве: проблема киберагрессии



Позднякова М.Е., Брюно В.В.
Подростки и их родители в российском цифровом пространстве: проблема киберагрессии // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – С. 202-228.

Глава из книги: Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – 432 с.
ISBN 978-5-89697-432-1
DOI: 10.19181/ezheg.2024.8

Размещена на сайте: 26.11.24

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Позднякова М.Е., Брюно В.В. Подростки и их родители в российском цифровом пространстве: проблема киберагрессии // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 22 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2024. – С. 202-228. DOI: 10.19181/ezheg.2024.8.

Аннотация

В настоящей статье исследуется феномен киберагрессии как формы девиантности в российском цифровом пространстве. На материалах опросов, проведённых сектором социологии девиантного поведения Института социологии ФНИСЦ РАН среди школьников и их родителей (2020 г.), а также студентов (2022, 2024 гг.), анализируется распространённость киберагрессии среди молодёжи, её формы и особенности. Выявлено, что встречи с ситуациями агрессии в сети являются элементом повседневного опыта современных подростков и молодёжи, при этом значительная часть подростков становилась жертвами кибертравли. Тревожно выглядит довольно высокий показатель лояльного отношения молодёжи к некоторым формам агрессии в сети, что свидетельствует о нормализации агрессивных паттернов в сети, особенно в интернет-средах, где преобладает конкурентная или конфликтная динамика. Наше исследование выявило серьёзные пробелы в осведомлённости и понимании родителями подростков киберагрессии. Многие родители, являясь активными пользователями Интернета, тем не менее, недостаточно информированы об онлайн-деятельности своих детей и динамике цифровой среды, в которой те общаются. Это создаёт проблемы в понимании того, как молодёжь взаимодействует в онлайн-пространстве, и делает родителей менее эффективными в предотвращении или реагировании на случаи кибербуллинга. Родители признают свою ограниченную компетенцию в вопросах цифровой безопасности, что подчёркивает необходимость усиленной информационной поддержки родителей, направленной на повышение их осведомлённости о природе и признаках киберагрессии.

Ключевые слова:

девиантное поведение в Интернете киберагрессия кибертравля кибербуллинг подростки студенты deviant behavior on the Internet cyber aggression cyber bullying cyberbullying teenagers students

Рубрики:

Социология девиантного поведения



Возможно, вам будут интересны другие публикации: