Малое предпринимательство в России Чепуренко А.Ю.Малое предпринимательство в России // Мир России. 2001. Т. 10. № 4. С. 130-161.ISSN 1811-038Х Размещена на сайте: 13.10.09Текст статьи. Перепечатано с http://www.ecsocman.edu.ru/mirros/Ссылка при цитировании:Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России // Мир России. 2001. Т. 10. № 4. С. 130-161.АннотацияВ статье на основе данных статистики и социологических опросов анализируется состояние малого предпринимательства в России, основные «болевые точки» этого сектора экономики, а также промежуточные итоги государственной поддержки малого бизнеса. Из анализируемых данных видно, что принципиальных изменений в развитии малого бизнеса не происходит – количественные параметры, стабилизировавшиеся в середине 90-х годов, практически не меняются, остается прежней отраслевая структура (с преобладанием непроизводственной сферы). Тем не менее, автор делает вывод – за десять лет российский малый бизнес стал хоть и не очень заметным, но значимым явлением в экономике (в малом предпринимательстве занято более 13, 5 млн. чел., на доходы от этого вида деятельности живут 25-27 млн. россиян). В контексте рассмотренных проблем определены принципы и механизмы, формирующие основные направления адекватной государственной политики в области малого бизнеса. Сформулированы 3 сценария возможного развития малой частной экономики в России в ближайшем будущем: оптимистический, пессимистический и реалистический. Их дифференцирует степень требуемых преобразований налогообложения малого бизнеса. Согласно сценарию, названному реалистическим, возможен вялый рост численности малых предприятий и работающих в малой экономике в 1,5 – 2 раза по сравнению с нынешним уровнем – до 1,5-2 млн. малых предприятий и 12-15 млн. постоянно занятых, доля в ВВП – до 18-20%. Автор размышляет о путях прорыва, определяя для этого принципы политики развития основанной на частном предпринимательстве рыночной экономики (по В. Ойкену). Завершает статью постановка задачи, которую автор адресует в основном малым предпринимателям - становления иного государства.Ключевые слова: малый бизнес в россии малое предпринимательство Рубрики: Экономическая социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Гнатюк А. Н.Перспективные пути в условиях финансово-экономического кризиса в современной России // Общество: социология, педагогика, психология. 2017. №5. С. 16-21.Чепуренко А. Ю.Малое предпринимательство в социальном контексте. - М.: Наука, 2004. - 480 с.Егорова А.И., Чепуренко А. Ю.Факторы упругости малого предпринимательства в условиях внешних шоков в России (по данным лонгитюдного исследования) // Российский журнал менеджмента. 2022. Т. 20. № 2. С. 172-197.Чепуренко А. Ю.Гибкость организационной структуры и типология неформального малого предпринимательства в России. По данным лонгитюдного исследования (2013–2015 гг.) // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 4. С. 39-69.Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент/ Отв. ред. А.Е. Чирикова. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2000. - 220 с.