Влияние культуры и образования на переход от традиционных семейных норм к современным (сравнение России и Франции) Магун В.С.Влияние культуры и образования на переход от традиционных семейных норм к современным (сравнение России и Франции) // Вопросы воспитания. 2010. № 3.ISSN 2077-6985Размещена на сайте: 18.01.11 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Магун В.С. Влияние культуры и образования на переход от традиционных семейных норм к современным (сравнение России и Франции) // Вопросы воспитания. 2010. № 3.АннотацияПоказано что заметный сдвиг в сторону новых норм супружества и родительства произошел в сознании россиян примерно на 20 лет позже, чем во Франции. В России им затронуты только поколения тех, кому на момент опроса было меньше 40 лет, а во Франции – все, кому на момент опроса было меньше 60. Таким образом, сознание большинства поколений сегодняшних французов несет отпечаток культурного сдвига второй половины 1960-х гг., символом которого является революция 1968 года. Сознание же более молодых поколений сегодняшних россиян сформировалось под влиянием культурного сдвига второй половины 1980-х – начала 1990-х гг., символом которого является августовская революция 1991 года. Влияние образования на нормативные взгляды людей во Франции выражено вполне определенно: приобретение образования любой ступени делает нормы человека более современными и либеральными. В России в рамках всей выборки соответствующие влияния оказались выражены слабо. Это, возможно, объясняется большей, чем в России, стабильностью французской культуры и общества на протяжении жизни тех поколений, которые представлены в данном исследовании. Данная стабильность является, по сути, следствием более ранней даты нормативно-культурного сдвига во Франции, а ее результатом, в свою очередь, оказывается большая однозначность содержания, стоящего за каждым из образовательных показателей. Разделение российской выборки на поколенческие подмассивы позволило обнаружить гораздо более заметные влияния уровня образования респондентов. Выяснилось, что в возрастных группах 40-49-летних и 50-59-летних влияния почти всех уровней образования статистически значимы и заметны. Неожиданным оказалось направление этих влияний: все они указывают на то, что в этих двух возрастных группах с повышением уровня образования усиливается традиционализм (и ослабляется инновационность) разделяемых россиянами социальных норм супружества и родительства.Ключевые слова: социальные нормы супружество родительство социализация культурные влияния образование Рубрики: Социология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Fabrykant M, Magun V. Contrasting perspectives: Belief in national superiority in relation to countries’ performance. International Journal of Comparative Sociology. August 2022.Окольская Л. А., Пешкова В. М.Нормативные визуальные образы в массовой культуре для подростков // Общественные науки и современность. 2012. № 4. С. 162-172.Окольская Л. А., Комогорцева М.В.Жизненные проекты и правила для девушек в российских глянцевых журналах // Социологический журнал. 2010. № 2. С. 68-91.Окольская Л. А.Родительские ценности жителей российских регионов и их трансформация с 1990 по 2017 г. // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). [Электронный ресурс]. Международная научная конференция (Москва, 28–30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 654-657.Волков Ю. Г., Курбатов В. И., Гаврилов П.С.Формирование средовой идентичности учебных мигрантов в российских вузах // Социология. – 2023. – № 4. – С. 156-164.