Ноэль-Нойманн Э., Петерсен Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии Ноэль-Нойманн Э., Петерсен Т.Ноэль-Нойманн Э., Петерсен Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии / Э.Ноэль-Нойманн, Т. Петерсен; Пер. с нем. Л.Н. Рыбаковой и Е.В. Невмержицкой. Науч. ред. и автор вступ. ст. Н.С. Мансуров. - М..МГУКИ, 2007. - 616 с.Размещена на сайте: 05.02.11 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Ноэль-Нойманн Э., Петерсен Т. Ноэль-Нойманн Э., Петерсен Т. Все, но не каждый. Введение в методы демоскопии / Э.Ноэль-Нойманн, Т. Петерсен; Пер. с нем. Л.Н. Рыбаковой и Е.В. Невмержицкой. Науч. ред. и автор вступ. ст. Н.С. Мансуров. - М..МГУКИ, 2007. - 616 с.АннотацияПредлагаемая вниманию российских обществоведов книга «Все, но не каждый...» является переработанным и расширенным изданием, посвященным изучению общественного мнения. Два из них вышли в России в 1978 и 1993 гг. и ознакомили нашу общественность с теорией «спирали молчания», разрабатываемой видным немецким социологом Элизабет Ноэль-Нойманн. Без всякого сомнения, книга представляет собой интерес для всех, кто занимается исследованиями общественной жизни не только в нашей, но и в других странах. Книга подготовлена к печати в сотрудничестве с Томасом Петерсеном, работающим в Институте демоскопии, которым руководит Э.Ноэль-Нойманн.Ключевые слова: демоскопия общественное мнение Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОГЛАВЛЕНИЕ ДЕМОСКОПИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФРГ Вступительная статья научного редактора 3 ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ 19 ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ 24 ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ПЕРЕРАБОТАННОМУ ИЗДАНИЮ С «ВВЕДЕНИЕМ В МЕТОДЫ ДЕМОСКОПИИ» 26 Примечания 35 Глава I. ОСОБЕННОСТИ И ОЦЕНКИ МЕТОДА ДЕМОСКОПИИ 36 Часто ли ошибаются исследователи мнений? 38 Алленсбахские прогнозы выборов в 1957-1998 гг. 40 Личность и признак 44 Распространение статистики - можно ли считать людей? 45 Сфера множественного и моральная статистика 46 Закон больших чисел и свобода воли человека 47 Появление опросов 50 Конфронтация с выборочным методом 51 Неприязнь к цифрам 54 Неприятное единообразие в статистической сфере 54 Человек как частица человеческого рода 55 Хорошее единственное число. Плохое множественное число 55 Поверхностна ли статистика? 57 Неправомерный перенос в сферу статистики едставлений, относящихся к сфере индивидуального 58 Демоскопия и массовая культура 58 Утрата целостности. 59 Хороший сидр? Конкретный случай ярче процентов 61 Сфера признаков: подход власть имущих, военачальников, бюрократии и социологов 63 Чтобы доказать, нужно считать 64 Высказывание обо всех не является казыванием о каждом 65 Примечания 66 Глава П. ДЕМОСКОПИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ 72 Другой подход: беседа и не беседа. 73 Интервьюер и респондент - самые слабые звенья в цепи 75 Радикальное разделение ролей исследователя и интервьюера 77 Стандартизация требует интенсивной подготовительной работы 86 Исследователь стесняется 90 Демоскопическое интервью - это эксперимент по выявлению реакций 92 Обращение в свою веру посредством интервью - дело легкое, но ненужное 96 Можно все население слышать, но нельзя со всем населением разговаривать 100 Примечания 101 Глава III. АНКЕТНЫЙ МЕТОД 104 Исследовательский (программный) вопрос и анкетный вопрос 104 Зная источники ошибок, лучше понимаем метод 107 Исследовательский вопрос «переводят» - анкетный вопрос формулируют 111 Говорят ли люди правду? 113 «Не интервьюер, а вопросник должен быть хитрым» 114 Создание анкеты 121 Структура и последовательность -«причесанная анкета» 129 «Благовоспитанная анкета» 131 Обучение в интервью: «Потом Вы спросите, почему?» 131 Сколько длится интервью? 133 «Глухой» интервьюер 135 «Открытый вопрос» - особенность обыденного разговора, он малопригоден для статистической обработки 135 Примеры методических решений в анкете 137 Открытый вопрос, ответ в цифрах 147 Списки, картинки, карты: когда телефон не работает 151 Прорыв в бессознательное 167 Интервьюер в качестве наблюдателя 180 Сотня ловушек 181 Пренебрежение к середине 195 Примечания 196 Глава IV. РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ ВЫБОРКА 203 Тайну Вы, конечно, сохраните 203 Математическая основа выборочного метода - «закон больших чисел» 204 Три статистических вывода и много формул 218 Уменьшенная модель 223 Границы «вселенной»: о ком судит исследователь? 223 Мнение всех благонравных 228 Почему иногда приходится опрашивать«не тех» людей? 229 Кого опрашивать? Выбор респондентов 230 Случайный метод или квоты 231 «Выбирает случай? Это легкомысленно» 231 Основные типы случайной выборки 232 Списки, картотеки или территориальный отбор 238 Инструкция интервьюера по отбору адресов 239 Выборки с логическими ошибками 246 Квотный метод 248 Репрезентативная и нерепрезентативная квотная выборка 249 Равные шансы для каждого 252 Недоразумения целенаправленного или сознательного отбора 253 Случайная и квотная выборка: за и против 256 Остается ли интервьюер на первом этаже? 267 Все время одни и те же люди: панельный метод 271 Сколько следует опросить респондентов? 275 Репрезентативен ли опрос менее 2000 респондентов? 276 Какова должна быть точность результатов? 277 Полугруппы: вилочный опрос 278 «Приукрашенный» избиратель? 280 «Опросы у выхода» 285 Первый встречный 286 Снежный ком, или цепочка и другие необычные методы выборки 287 Выносливые репрезентативные срезы 290 Телефонные опросы. 299 Письменные опросы 303 Примечания 305 Глава V. РАБОТА С ИНТЕРВЬЮЕРАМИ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСОВ 313 Чем тщательнее отбор, тем легче обучение 313 Общительный педант 314 Как найти интервьюера? 318 Сеть представителей: негодный пример 321 Изучать метод, учитывая ошибки 322 «Люди Вас интересуют?» 324 Тест и тренировка одновременно 325 Централизованная или децентрализованная сеть интервьюеров. 327 «Азбука интервьюера». Техническая инструкция по проведению интервью 330 Взрослый сын фрау Петере: письмо интервьюеру о проблемах измерения 340 «Это мы объясним интервьюерам!» 345 Информация для всех интервьюеров 346 Руководство работой интервьюеров 353 Опросы на кухне и в квартире 355 Проблема подделок 359 Влияние интервьюера 362 Интервьюер на подготовительном этапе 364 Примечания 366 Глава VI. ПОДГОТОВКА ОПРОСНЫХ ДАННЫХ К ОБРАБОТКЕ 368 «Обратный перевод» 368 План кодирования 369 План кодирования создается в два этапа 370 Семь правил группировки открытых вопросов 373 Категории надежды: план кодирования 380 Кодирование количественных данных 383 Глава VII. ОБРАБОТКА ОПРОСНЫХ ДАННЫХ И ИХ АНАЛИЗ 385 Одномерная базовая таблица: «Вы обычно быстро засыпаете?» 385 Почему результаты обычно выражаются в процентах 387 Связь двух чисел 391 Абсолютные величины: помеха и необходимость 393 Когда сумма процентов больше 100 397 Анализируется засыпание 399 Переход от двухмерной таблицы к трехмерной - один из важнейших шагов 401 «Возраст - константа» 402 Ложная корреляция: ловушки при анализе (5) 405 Портит ли телевизор зрение? 409 Поиски мешающего фактора 413 «Объясняющая корреляция» помогает застраховать. 415 Какой из двух факторов наиболее влиятелен? 416 Может ли что-то совпадать и быть ложной корреляцией? Схема определения 417 Третий случай: условные корреляции. 418 Как группировать материал для обработки? 419 Муж экономный, жена экономная: анализ окружения и другие классификации, которые выходят за рамки личности 420 Оценка вдоль и поперек: прочесывание опросного материала в разных направлениях 425 Пять ключевых понятий: непротиворечивость, надежность, достоверность, аккуратность, точность 430 «Солнце всходит, потому что кузнечики стрекочут» 433 Первый шаг: поиски скрытых статистических затруднений 433 Примечания 434 Глава VIII. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ 437 Изучение причинных связей 442 Можно ли при помощи статистики все доказать? 443 Поиск статистически сравнимых групп для анализа в исследовательской концепции 444 «Полевой» эксперимент в социальном исследовании 451 Вилочный опрос как самая распространенная форма статистических экспериментов 472 Пример эксперимента с объявлением 451 Испытание воздействия слов и аргументов. 453 Пример эксперимента с товаром 456 Преимущества панельного метода для анализа процесса 457 Трендовые наблюдения рассчитаны на десятилетия 467 Стирается ли картина? Эксперименты со временем 470 Исследование мотивов 471 Фаза поиска и фаза доказательства 474 Исследование мотивов, основанное на изучении людей и признаков 477 Анализ единичного случая. 478 Перечень покупок с «Нескафе» - классика статистического изучения мотивов 480 Молодой человек с сигаретой: о курении при изучении мотивов курения не говорят 481 Корреляционный анализ как инструмент доказательства исследования мотивов 483 Какие мотивы интересны?Их практические последствия 486 Опрос преодолевает неспособность индивида высказаться 487 Читающий ребенок, играющий ребенок. Эксперимент выявляет место чтения 488 Важен ли дизайн? 491 Симптомы, сигналы: «трубка все еще нравится?» 493 Синдром «белла фигура» (самообман) 494 Рельефное представление: «имидж». 495 «Вид вблизи» и «издалека»: стереотип 499 Социально-оптическое заблуждение 500 Арсенал шкал 503 Телефон, но без водопровода? 505 Вопросы-индикаторы и феномен их взаимозаменяемости 510 Эксперимент наоборот: анализ экстремальных групп 512 Расчеты значимости, коэффициенты корреляции - вспомогательные средства анализа 514 Несправедливо забытая матрица 517 Красивее всякой таблицы - карта 520 Как была открыта шкала силы личности 526 «Я не верю в факторный анализ» 528 Как Колумб 531 Анализ формирования общественного мнения 539 Выявление скрытого смысла 542 Примечания 546 Глава IX. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА 555 Перегруппировка материала: удаление методического балласта 556 Предприятия? Размеры потребления? Приборы? Проценты относятся не только к людям 564 «Не знаю» - тоже результат. 565 Проценты - от чего? 565 Расчет процентов от наиболее влиятельного фактора 569 Лишние цифры и сокращения снижают качество таблицы 572 Независимую переменную делать подлежащим, обозначать как группу людей; зависимую переменную обозначать глаголом 577 Высвечивание существенного: графики 579 Пассажиры скапливаются в транспортных узлах 584 Выводы и предположения четко разграничивать. 585 Введение и приложение 585 Анкетные вопросы конкретны, отчет абстрактен 586 Примечания. 587 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 588 Как определить качество опросного исследования? 595 Примечания 596 ПРИЛОЖЕНИЯ 596 Энциклопедическая справка «Опросное исследование демоскопия» 602 Организационная структура институтов, проводящих опросы 604 Список некоторых трудов Э.Ноэль-Нойманн, написанных ею на основе результатов проведенных массовых опросов 604 Об авторах и их книге 607 Рубрики: Социология общественного мненияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Докторов Б. З. К 30-летию ВЦИОМ. Кинсбурский А. В. «Общественного мнения нет» — «общественное мнение есть» : интервью Б.З. Докторову // Мониторинг общественного мнения:Экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 206—216. DOI: 10.14515/ monitoring.2017.3.14.Щербакова И. В., Щербаков С.В.Моральные нормы: контролирующая функция // Актуальные проблемы современной социологии: В 2 частях. Ч. 1: Сборник статей аспирантов. – М.: МАКС Пресс, 2001.Горшков М. К.Общественное мнение: История и современность. - М.: Политиздат, 1988. -383 с.Шереги Ф. Э.Ретроспектива политической жизни в России (2000-е годы). Статья вторая. Общественное мнение о проблемах образования (Анализ обращения граждан к Президенту России В.В. Путину в ходе «Прямой линии» 14-19 декабря 2002 года). // Официальный сайт ИC РАН. - 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1936Епихина Ю. Б., Колесникова Е. Ю.Представление населения о социальной ответственности бизнеса // Социальная ответственность бизнеса: теоретические и прикладные аспекты. М: Институт социологии РАН, 2006.