Базовые ценности российских учителей: сходство и отличия в сравнении с их европейскими коллегами Магун В.С., Грязнова О.С.Базовые ценности российских учителей: сходство и отличия в сравнении с их европейскими коллегами // Социологический журнал. 2011. № 1. С. 53-73.ISSN 1684-1581Размещена на сайте: 15.12.11Текст статьи.Ссылка при цитировании:Магун В.С., Грязнова О.С. Базовые ценности российских учителей: сходство и отличия в сравнении с их европейскими коллегами // Социологический журнал. 2011. № 1. С. 53-73.АннотацияВ данной статье была предпринята попытка сравнительного анализа ценностей российских учителей и их европейских коллег. В основе исследования лежат данные «Ценностного исследования Ш. Шварца» (Schwartz Value Survey (SVS)), которое проводилось в 1988–2005 гг. в 73 странах мира и основывалось на разработанной автором теории базовых ценностей. Объектом исследования в рамках данной статьи являются учителя только из стран Европы, Кипра, Израиля и Турции, а предметом – ценности учителей и факторы, влияющие на их формирование. В ходе исследования было выявлено, что ценности российских учителей существенно отличаются от ценностей учителей из западной Европы и скандинавских стран и в значительной степени близки ценностям коллег из средиземноморских и восточноевропейских стран. Характерной особенностью ценностей российских учителей является значительное стремление к безопасности и пренебрежение ценностями гедонизма. Кроме этого можно отметить большую приверженностью ценностям конформизма, традиции и самоутверждения, в то время как для представителей Западной Европы и скандинавских стран актуальнее забота о людях и природе и самостоятельность. Среди факторов, оказывающих существенное влияние на формирование ценностей, нами были рассмотрены пол, возраст и страна проживания. Было установлено, что фактор страны задает ценности по шкале самоутверждение – забота, а пол и возраст – по шкале открытость – сохранение: для учителей из России и их коллег из восточноевропейских стран более значимо самоутверждение, а для женщин и представителей старших возрастных групп – сохранение.Ключевые слова: ценности учителя социология образования международные сравнительные исследования ш. шварц Рубрики: СоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Магун В. С., Руднев М. Г.Сходства и отличия жизненных ценностей россиян и других европейцев: межстрановые и межиндивидуальные сравнения // Россия в Европе. По материалам международного сравнительного социологического проекта Европейское социальное исследование / Отв. ред. А.В. Андреенкова и Л.А.Беляева. М.: Издательство Академия. 2009. С. 225 – 270. 2,3 п.л.Магун В. С., Руднев М. Г.Базовые ценности россиян и других европейцев (по материалам опросов 2008 года) // Вопросы экономики. 2010. №12. 1,5 п.л.Магун В. С., Руднев М. Г.Базовые ценности-2008: сходства и различия между россиянами и другими европейцами // Россия реформирующаяся : Ежегодник-2011 / Отв. ред. академик РАН М.К. Горшков. — Вып. 10. М. ; СПб. : Институт социологии РАН, Нестор-История, 2011. — С. 244-280.Фабрикант М.С., Магун В. С.Гордость за страну и базовые ценности россиян // XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества [Текст] : в 4 кн. / отв. ред. Е. Г. Ясин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. С. 31-38.Магун В. С., Руднев М. Г.Динамика базовых ценностей российского населения: 2006–2018 // Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В. А. Ядова). [Электронный ресурс]. Международная научная конференция (Москва, 28–30 ноября 2019 г.). Сборник материалов / Ответственный редактор. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2019. С. 651-653.