Традиции модернизации: социокультурные паттерны жизнедеятельности российских локальностей Аксёнова О.В.Традиции модернизации: социокультурные паттерны жизнедеятельности российских локальностей // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 51-70.Глава из книги: Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 c. ISBN 594881289–8Размещена на сайте: 15.10.15Текст статьи.Ссылка при цитировании:Аксёнова О.В. Традиции модернизации: социокультурные паттерны жизнедеятельности российских локальностей // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 51-70.АннотацияПредставленная в статье работа основана на результатах исследования, проведённого в пяти регионах России. Предпринятапопытка выявления наиболее распространённых социокультурных паттернов сознания и жизнедеятельности российских местных сообществ.Использование категории паттерна в качестве инструмента анализаобосновано высокой степенью абстрактности данной категории, возможностью объединить различные и даже разнородные составляющиежизнедеятельности местных сообществ, сохранив тем самым целостность исследуемого феномена. Сам анализ направлен на выявлениепонимания жителями российской провинции категории модернизации,а также их отношения к реальным социокультурным изменениям. Обна-ружены процессы встраивания российских регионов в глобализацию.Паттерны интерпретируются как инновационные и традиционалистские. Инновационные паттерны в основном транслируются федеральным центром, традиционные сформированы исторически. Основное внимание уделено специфике традиции и традиционалистских паттернов. Их главной чертой является ориентация на развитие, в первую очередь на развитие сообщества и всестороннее развитие личности. Модернизация интерпретируется в основном как научно-технический прогресс. Описаны свойства традиционных паттернов, в числе которыхвосприятия своей работы как смысла жизни, индифферентное отношение к политике. Приписываемый российской традиции патернализм не обнаружен, напротив, выявлена установка на самостоятельное решение проблем. Показаны действия, актуализирующие традиционные ценностные установки. В частности, продемонстрирована деятельность местной власти по сохранению культуры даже при отсутствии необходимых для этого ресурсов, а также сохранение директорами школ и учителями традиционного подхода к школьному образованию, предполагающего соединение образования и воспитания. Сделан вывод о том, что наличие традиционалистских паттернов свидетельствует о сохранении потенциала особой, альтернативной модернизации в российской провинции, которая противостоит одновременно модернизации западного типа и архаизации провинции.Ключевые слова: социокультурные паттерны модернизация глобализация инновация развитие культура местное сообщество Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Куконков П. И.Система образования и процессы ее модернизации в условиях региона // Конфликтология. 2014. №5. С. 166-170.Андреев А. Л.Российское образование в Пушкинскую эпоху: система, институциональная структура, социокультурные среды : монография / А. Л. Андреев. - Москва : Издательство МЭИ, 2022. - 446 с.Титаренко Л. Г.Модернизационный потенциал студенческой молодежи Беларуси: опыт эмпирического исследования // Петербургская социология сегодня. 2017. Вып. 8. С. 7-17.Галицкая И.А., Метлик И.В.Религиозная культура в светской школе// Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 323-346.Егорычев А. М., Ростовская Т. К.Перспективы развития профессионального образования в условиях глобализации мирового сообщества // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С. 55-64. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.05