Об индексе Шереги и возможностях количественного анализа социально-экономических процессов Тюрина И.О., Ключарев Г.А.Об индексе Шереги и возможностях количественного анализа социально-экономических процессов // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 287-302.Глава из книги: Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 c. ISBN 594881289–8Размещена на сайте: 05.11.15Текст статьи.Ссылка при цитировании:Тюрина И.О., Ключарев Г.А. Об индексе Шереги и возможностях количественного анализа социально-экономических процессов // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 287-302.АннотацияПредложенный российским социологом Ф. Э. Шереги метод количественного анализа контингента учащихся дополнительного про- фессионального образования (ДПО) позволяет по-новому оценить характер происходящих изменений на рынке труда и, как следствие, в социально-профессиональной (квалификационной) структуре общества. «Индекс Шереги» представляет собой алгоритм количественного анализа соотношения числа лиц, повышающих профессиональную квалификацию в системе ДПО, числа лиц, осваивающих новую специальность в системе ДПО с рядом важных макроэкономических показателей. В статье на данных экспертных опросов показано, что наблюдаемое и прогнозируемое изменение соотношения численности продолжающих обучение по специальности и переучивающихся на новую специальность в системе ДПО способствует усилению диспропорций профессиональной структуры населения, порождает социальные напряжения и рост межпоколенческой конфликтности, с большой вероятностью создаёт дополнительные факторы для стагнации экономики. В то же время, исходя из принципа непрерывности образования, ДПО становится основным инструментом, с помощью которого выравниваются шансы учащихся, повышаются доступность и качество профессионального образования. Главное то, что в результате обучения воспроизводится и трансформируется социально-профессиональная структура трудоспособной части населения, а значит и всего российского общества. В силу того, что ДПО доступно для всех без исключения возрастных и профессиональных групп общества, оно обладает исключительно высоким модернизационным потенциалом.Ключевые слова: социальная структура количественный анализ профессиональное образование Рубрики: Методы сбора и анализа социологических данныхВозможно, вам будут интересны другие публикации:Дымарская О.Я.Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2005 / Отв.ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 174-184.Качанов Ю. Л., Маркова Ю. В.Структурный изоморфизм социологического дискурса // Россия реформирующаяся: Ежегодник 2004 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2004. С. 171--197. Латова Н. В.Средние специальные учебные заведения: журавль в небе или синица в руках? // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 34-46.Качанов Ю. Л., Маркова Ю. В.Методологические проблемы исследования смысловой и социальной структур социологического дискурса // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. N 5. С. 59-74 Попова И. П.Обучающиеся работники: саморазвитие или человеческий капитал организации? // Качество занятости наёмных работников и самозанятых в России: сборник материалов Всероссийской науч.-практ. конф. (Уфа, 14 декабря 2022 г.) / Отв. ред. Г. Р. Баймурзина, Р. М. Валиахметов ; ФНИСЦ РАН ; УУНиТ ; РОС. Москва : ФНИСЦ РАН, 2023. С. 89-97. URL: https://www.fnisc.ru/publ.html?