Формирование образовательных стратегий молодежи Чередниченко Г.А.Формирование образовательных стратегий молодежи // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 278-306.Глава из книги: Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015 — 644 стр.ISBN 978-5-906001-38-2Размещена на сайте: 07.12.15 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Чередниченко Г.А. Формирование образовательных стратегий молодежи // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 278-306.Formation of educational strategies of YouthАннотацияВ статье рассматривается, как под влиянием трансформаций рынка труда и занятости формируются ориентации и реальный выбор молодежи в сфере образования. На основе данных государственной статистики РФ за последнее двадцатилетие анализируются динамика и сегодняшнее состояние занятости молодежи. Показано снижение показателей уровня занятости – особенно сильное самых младших и значительное – средних возрастных групп, проходившее под влиянием роста охвата сверстников дневным образованием. Под влиянием трансформаций в экономике реструктуризация занятости молодежи, шедшая более интенсивно, чем во всем занятом населении, привела к кардинальному изменению: существенное преобладание в конце советского периода занятых в материальном над занятыми в нематериальном производстве сегодня сменилось положением, когда удельный вес последних резко вырос и стал превалирующим. Благодаря более высокому образовательному потенциалу в профессионально-квалификационной структуре занятых 20-29-летних соотношение «белых» и «синих воротничков» стало близким к два к одному, что тождественно показателям развитых стран Европы. Сегодня отраслевая и квалификационная структуры занятости молодежи отличаются от всего населения прежде всего тенденциями прогрессивного структурного изменения, соответствующими трендам развития постиндустриальной экономики. На материалах двух сравнительных социологических обследований – 1998 и 2013 гг. – выпускников дневных средних школ Новосибирской области анализируются особенности сегодняшних образовательных стратегий молодежи. С учетом влияния демографической ситуации (снижения численности сверстников) фиксируются происходящая унификация планов на поступление в вуз, ССУЗ и ПУ трех групп выпускников (школ Новосибирска, средних и малых городов, сел области), а также существенное их сближение в распределении по реально выбранным типам учебных заведений (преобладание поступивших в вузы); особенности планов и реального выбора бюджетных и платных учебных мест; специфика ориентаций и реального поступления в вузы, дифференцированные по рангу престижности и конкурентной доступности. Ключевые слова: молодежь образование образовательные стратегии структура занятости молодежи Рубрики: Социология образованияСоциология трудаВозможно, вам будут интересны другие публикации:Чередниченко Г. А.Новые структуры занятости и ориентации молодежи // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 438-463.Чередниченко Г. А.Российская молодежь: от образования к труду (на материалах социологических исследований образовательных и профессиональных траекторий) [монография] / Г.А. Чередниченко. – СПб.: Издательство РХГА, 2016. – 392 с.Чередниченко Г. А.Особенности образовательных стратегий сельской молодежи // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования [монография] / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. — М. : ЦСП и М, 2015. — С. 210-229.Чередниченко Г. А.Система образования, рынок труда и занятость молодежи // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования [монография] / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. — М. : ЦСП и М, 2015. С. 18-62.Чередниченко Г. А.Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). — М.: ЦСП и М, 2014. — 560 с.