Российский средний класс о желаемом векторе развития страны Мареева С.В.Российский средний класс о желаемом векторе развития страны // Средний класс в современной России. Опыт многолетних исследований / Под ред. М.К.Горшкова и Н.Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2016. С.155-176.Глава из книги: Средний класс в современной России. Опыт многолетних исследований / Под ред. М.К.Горшкова и Н.Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2016. - 368 с.ISBN 9-785-7777-0622-5 Размещена на сайте: 12.04.16 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Мареева С.В. Российский средний класс о желаемом векторе развития страны // Средний класс в современной России. Опыт многолетних исследований / Под ред. М.К.Горшкова и Н.Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2016. С.155-176.АннотацияВ главе представлены результаты анализа норм и ценностей среднего класса, связанных с представлениями его представителей о дальнейшем векторе развития страны. Показано, что представления среднего класса о желаемом будущем России отражают ту картину, которая характерна и для всего населения в целом. Со значительным отрывом лидирует лозунг социальной справедливости, равных прав для всех и сильного государства; далее следуют лозунги, получающие поддержку примерно трети представителей среднего класса: «возвращение России статуса великой державы», «возвращение к национальным традициям, моральным ценностям, проверенным временем» и «права человека, демократия, свобода самовыражения личности». Представители среднего класса выступают за особый путь развития страны, соответствующий национальным культурным кодам: им, с одной стороны, не близки лозунги сильной и жесткой власти или революционного переустройства России; с другой – они также не поддерживают идею свободного рынка с минимальным вмешательством государства в экономику. Сближение с Западом при этом не только не являлось для них безусловным приоритетом, но и вообще представляется все менее желательным на тех «правилах игры», которые предлагаются России самим Западом.Процессы эволюции политического сознания в среднем классе находятся на том же этапе, что и в обществе в целом, и далеки от безоговорочного преобладания тех норм, которые характерны для западных обществ. С одной стороны, для среднего класса нормой является право любого человека отстаивать свое мнение, даже если большинство придерживается другого мнения. С другой ‒ представители среднего класса согласны с тем, что государство всегда должно отстаивать интересы большинства перед интересами отдельной личности. Большинство среднего класса считает, что настоящая демократия невозможна без политической оппозиции, но одновременно соглашается, что задача оппозиции состоит в помощи правительству, а не в его критике. Представители СК готовы признать право каждого гражданина на отстаивание своих интересов при помощи забастовок и демонстраций - но только если эти действия не несут угрозы общественному порядку, и т.д.Ключевые слова: средний класс нормы ценности middle class norms values Рубрики: Социальная структура и стратификацияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Mareeva S. The Value Orientations and Conceptions of the Middle Class Concerning the Desired Vector of the Country's Development // Sociological Research. 2015. Vol. 54. Issue 5. Pp. 336-349.Mareeva S.V. Middle Class: System of Values and Perceptions on Country’s Development Vector // Journal of Economic Sociology (Latvia). 2015. Vol. 3. No. 1. P. 39-54.Мареева С. В.Ценности и мировоззрение среднего класса // Средний класс в современной России. Опыт многолетних исследований / Под ред. М.К.Горшкова и Н.Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2016. С. 131-154.Mareeva S., Ross C. The Political Values of the State and Private Sectors of the Russian Middle Class. Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 2020, Vol. 28, No. 4, pp. 565-594.Мареева С. В.Российский средний класс о желаемом векторе развития страны // XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества [Текст] : в 4 кн. / отв. ред. Е.Г. Ясин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. Кн. 4. — С. 142-150.