Ценности и установки российского среднего класса в период экономического кризиса Мареева С.В.Ценности и установки российского среднего класса в период экономического кризиса // Общественные науки и современность. 2016. № 4. С. 65-77.ISSN 0869-0499Размещена на сайте: 27.10.16 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Мареева С.В. Ценности и установки российского среднего класса в период экономического кризиса // Общественные науки и современность. 2016. № 4. С. 65-77.Values and Policies of Russia''s Middle Class During the Economic CrisisАннотацияВ статье на материалах общероссийских репрезентативных исследований ИС РАН последних лет (в т.ч. новейших данных 2014-2015 гг.) проведен анализ ценностей и установок российского среднего класса в условиях экономического кризиса. Показано, что кризис в целом не изменил общую картину ценностной неоднородности российского общества, и средний класс продолжает характеризоваться более ярко выраженными модернистскими ориентациями в своей повседневной жизни, не поддерживая, однако западный путь развития страны на макроуровне. Выявлено, что для среднего класса характерна установка на приоритет личных интересов над общественными, и хотя в условиях кризиса они готовы пойти на некоторые жертвы для поддержки страны, это не относится к тем мерам, которым могли бы значительно затронуть качество их повседневной жизни. Показано, что в миграционных установках среднего класса (для тех, кто вообще рассматривает такую возможность) преобладает ориентация на временный выезд за рубеж, а не на переезд с целью получения ПМЖ, причем кризис способствовал усилению этой тенденции. В оценке неравенств, существующих сегодня в российском обществе, представители среднего класса выражают мнение всего населения, хотя сами ощущают себя менее подверженным их влиянию. При этом представители среднего класса являются сторонниками существования в обществе неравенств определенной их глубины при условии легитимности их оснований, чему, по всей видимости, ситуация в современном российском обществе в их представлениях не отвечает.Ключевые слова: средний класс средние слои установки ценности middle class middle strata attitudes values Рубрики: Социальная структура и стратификацияСоциология общественного мненияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Mareeva S.V. Middle Class: System of Values and Perceptions on Country’s Development Vector // Journal of Economic Sociology (Latvia). 2015. Vol. 3. No. 1. P. 39-54.Mareeva S. The Value Orientations and Conceptions of the Middle Class Concerning the Desired Vector of the Country's Development // Sociological Research. 2015. Vol. 54. Issue 5. Pp. 336-349.Mareeva S., Ross C. The Political Values of the State and Private Sectors of the Russian Middle Class. Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 2020, Vol. 28, No. 4, pp. 565-594.The Middle Income Group in China and Russia. Research Series on the Chinese Dream and China’s Development Path. / Eds. by P. Li, M.K. Gorshkov. Singapore: Springer, 2021. - 373 p.Мареева С. В.Численность и состав среднего класса в современной России // Средний класс в современной России. Опыт многолетних исследований / Под ред. М.К.Горшкова и Н.Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2016. С. 15-37.